Право на жизнь. Почему ребенок должен «рыбачить» самостоятельно
Когда я выхожу гулять в парк со своим почти 2-летним сыном, он всегда заводит меня на «рыбалку». Наверняка, вы знаете этот аттракцион: стоит небольшой бассейн, в середине у него – фонтан, плавают пластмассовые рыбы, и чтобы их ловить, дитю вручается ведро и удочка.
Стоит это удовольствие 30 гривен и, в принципе, игра эта ради процесса, потому что в итоге, сколько бы рыб ребенок не словил, он не соревнуется за звание лучшего рыбака, не получает главный приз. Разве что, если родитель доплатит +10 гривен, уходя, можно будет выбрать небольшой сувенир.
Так вот, почти что каждый раз, то есть каждый день, мы захаживаем на рыбалку, зачастую, чтобы просто поглазеть на фонтан. И почти во всех случаях я наблюдаю одну и ту же картинку, как по шаблону. Дитё лет 2-3-4 неумело держит удочку, пытается дотянуться ею до рыбки, поймать воооон ту красненькую или вот эту желтенькую, думает, приноравливается к инструменту ловли… Но тут рядом стоящий взрослый, чаще мама или бабушка, выхватывает удочку и начинает вытаскивать рыб одну за другой. Все это сопровождается словами «смотри, как надо», «ну, давай», «видишь, как мама ловит». Напомню, в этой игре не важно, сколько улова будет у малыша, не важно, как быстро наполнится его ведро.
К чему я собственно рассказываю этот эпизод. Ко мне часто обращаются родители, в основном, конечно, мамы в силу своей тревожности и ответственности за судьбу подрастающего поколения, по поводу детей в возрасте от 10 и старше с запросом: «он/она ничего не хочет», «он/она не хочет учиться», «он/она никого не уважает» и «сделайте с ним/ней что-нибудь». И чаще всего оказывается, что ребенок занимается в лучшей школе, ходит к репетиторам, на музыку, на танцы, посещает курсы и еще выполняет массу всяческих дел. У дитя есть все, по словам мамы. А по словам ребенка, ему это все неинтересно. И каждый раз в подобных случаях вспоминаю эпизод с игрой в рыбалку. Потому что этот эпизод хорошо иллюстрирует, каким образом ребенок теряет любопытство к жизни и к познанию.
У каждого малыша, как и у каждого взрослого, есть право на свой жизненный темп. И зачастую эти темпы не совпадают, особенно в тех вопросах, в которых взрослый уже хорошо преуспел :) Вот малыш ловит рыб и взрослый не выдерживает и начинает «наносить добро» — вылавливать за минуту всех морских обитателей бассейна. И, правда, руки чешутся. Вопрос, для чего и почему? Стремление ускорить процесс, побыстрее все закончить (но мы помним, что у игры нет конца, разве что его можно выдумать:), показать, как надо «правильно» ловить, чтобы всех переловить, как показать всем вокруг, что мой сын/моя дочь, он вон какой ловец, с первого раза и так мастерски выхватывает добычу – все это и еще множество других причин буквально вынуждают выполнить всю работу за ребенка. Но, к сожалению, это и есть шаги к отнятию у ребенка его интереса, а именно это чувство формирует любознательность, желание постигать и развиваться. Взрослые люди с подавленным в детстве любопытством часто страдают от того, что не могут найти себя, свое место в мире. Восстановление же интереса к жизни занимает очень длительное время и зачастую требует сторонней помощи, в частности, психотерапии.
Так что, пока что наши дети все еще дети:), помните, если ребенок не попросил вас о помощи, старайтесь минимально включаться в его деятельность (это не означает, что надо и вовсе отсутствовать, достаточно обеспечить безопасное пространство и просто находиться рядом, занимаясь своими делами). И если просьба прозвучала, помогайте так, чтобы ребенок был активным участником процесса. Объясняйте и разъясняйте даже то, что кажется совершенно понятным и банальным. Напоминайте себе: для ребенка все впервые. Дайте возможность подрастающему поколению на собственный темп жизни, на свои ошибки и достижения. У каждого человека есть право прожить свою жизнь так, как хочется ему.
советы психолога
Автор: Елена Белова, психолог