Профессия мечты каждого ребенка. Как стать мультипликатором
Без мультфильмов не проходит детство ни одного малыша. И, конечно, девочки мечтают побыть на месте принцессы, а мальчики воображают себя покорителями драконов. Но можно на этом не останавливаться и стать самым настоящим волшебником – мультипликатором! Мы познакомились с руководителем детской анимационной студии «Мультмакс» Святославом Третьяком и попросили позволить заглянуть в закулисье мира мультипликации.
- Святослав, наверное, волшебно своими руками создавать детскую сказку. Как появилась идея создать студию анимации?
Добрый день Вам и всем читателям! У всех нас есть дети. И все дети, конечно же, любят смотреть мультфильмы. Бегут красивые картинки, интересный сюжет и забавные герои, в которых мы влюбляемся. Все это замечательно. Но многие ли из нас знают, как выглядит закулисье мультипликации? Какие этапы и процессы предшествуют полученной картинке? Как эта картинка вообще оживает? А многим ли родителям нравятся современные мультфильмы? Вам никогда не хотелось, чтобы ваш ребенок смог выразить свою фантазию в такой форме, чтобы эту фантазию смогли увидеть и вы?
Так появилась идея создания детской анимационной студии «Мультмакс». Здесь детям открывается тайна мира мультипликации. Здесь они могут творить собственный мир выдуманных ими же героев и их историй и приключений. Но для этого нужно понять, как это делается, научиться этому и сделать этот мир своими руками. А кто может помочь в этом лучше, чем мастер своего дела, практикующий мультипликатор?
Кроме того, всегда интересно что-то новое, чего еще не было на рынке, в данном случает – детского образования и досуга. Это новинка, и мы – пионеры. Кроме того, что немаловажно, студия «Мультмакс» — профессионал. Мы являемся действующими членами Украинской Ассоциации Аниматоров. Наши педагоги – практикующие мультипликаторы, а обучающие курсы разработаны в четкой последовательности и с учетом детской психологии. В процессе обучения используется принцип геймофикации – зарабатывание баллов за свои результаты, которые в последствии обмениваются на систему скидок или являются пропускным инструментом для перехода на следующие уровни обучения.
- С какого возраста лучше всего начинать осваивать мультипликацию?
Мультипликация – процесс многогранный. Как и в любом занятии – все индивидуально. Конечно, мы опытным путем вывели определенную возрастную градацию, но, повторяю, все индивидуально. По нашим наблюдениям начальный возраст для детей в этом творчестве – от 8 лет. Почему? Потому что мультипликация требует определенных навыков: усидчивости, терпения, хорошей моторики, пространственного мышления, умения увязывать последовательность событий, да и хотя бы элементарные навыки рисования, лепки, построения конструкций и т.п. Все эти навыки в ребенке либо уже к этому возрасту есть, либо их нужно развивать и воспитывать. Вот именно приблизительно с 8 лет их можно воспитывать через мультипликацию, а до этого возраста – нужны просто подготовительные занятия, которые помогут все эти навыки культивировать в ребенке. Поэтому у нас занимаются мультипликацией в основном с 8-летнего возраста, а готовиться к этому начинают с 3 лет! Для самых маленьких разработан курс ArtSpeakingMultClub, где детки учатся рисовать, лепить, вырезать, раскрашивать, собирать, клеить и многое другое. Параллельно они, конечно же, смотрят мультики. А чтобы это было вдвойне полезнее – англоязычные мультики. Так они развивают моторику, творческие навыки, чувство красоты и симметрии, а также в легкой игровой форме начинают изучать иностранный язык.
Для тех, кто еще не осознал в себе интерес к мультипликации, но является творческой натурой, или хотел бы развивать в себе эти качества, есть арт-курсы по рисованию и пластилиновой лепке. На них наши мастера помогут улучшить навыки рисования как в общем, так и в специфике движения или проработки эмоции персонажа. Если больше интересует объемное творчество, лепка из пластилина, здесь ребенок может усовершенствовать свои навыки в сотворении точных и правильных форм, красоте и правильности конечного творения. В общем, занятие есть на любой вкус и уровень подготовки!
- Есть различные виды мультипликации. Как понять, к чему способности у ребенка?
Система обучения выстроена таким образом, чтобы ребенок постепенно приобщался к действительно огромному и многогранному миру мультипликации. Начнем с того, что существует множество техник анимации – можно делать рисованные мультфильмы, можно пластилиновые, можно творить в технике перекладки или, например, использовать так называемую «джемовую» версию, т.е. смешение нескольких техник – получается очень забавно и необычно. То есть ребенок познает искусство и премудрости всех этих направлений. Кроме того, как я уже говорил, это многогранный процесс: все начинается с идеи, затем она воплощается в сценарий. Сначала это литературный сценарий, но он трансформируется в режиссерский – это тоже отдельная школа. То есть ребенок сначала придумает, потом опишет, а затем научится все это превращать в четкий структурированный сценарий, разбивать историю на этапы, кадры, фазы… Отдельная история по проработке характера придуманного им героя, придания ему узнаваемой по тени формы, свои хитрости с эмоциями и движениями этого героя. Стоит научиться и созданию фона, а он может быть и двойной, и многоуровневый. Все это нужно правильно осветить, выбрать расстояния, углы просмотра. Затем сама анимация – постановка, движения, синхронизация… Все это нужно уложить в тайминг и не потерять нить сюжета. А потом монтаж – выбор основного кадра, фазирование, работа с профильным компьютерным софтом, умения выставлять кадры, растягивать и совмещать их. Ну и конечно же – озвучивание. Это одно из любимых занятий юных мультипликаторов! Они просто в диком восторге, когда записывают звуки и озвучивают диалоги своих же собственных, придуманных и созданных ими же, героев! А в самом конце – титры! Как приятно увидеть себя в списке творцов шедевра! Все что я назвал – отдельные отрасли и направления в мультипликации. Во взрослой анимации – это все отдельные, узко специализирующиеся люди, которые годами оттачивают свое мастерство. Именно поэтому мультипликация — это целый завод по производству отдельных составляющих, которые потом собираются в единое целое. И руководит всем этим – режиссер.
Ребенок, обучаясь всем этим этапам, находит для себя занятие по душе: кто-то понимает, что ему нравится создавать истории, описывать их. А кто-то находит себя именно в анимировании описанных сюжетов. Кому-то нравится просто создавать героев – рисовать или лепить, или вырезать. Найдутся и те, кто увлечется техническим монтажом отснятого материала или работой по созданию декораций. Другие растворятся в мастерстве света или создании и записи звуков и диалогов. Конечно будут и руководители – контролирующие весь процесс, — режиссеры. Но однозначно все участники команды попробуют себя и научатся всем этим этапам. Это и есть всестороннее развитие, как творческое, так и прагматичное. Полученные навыки помогут в будущей взрослой жизни или в выборе профессии. Развитие мышления даст понимание маркетинга и рекламы, творческие навыки разовьют моторику и понимание прекрасного, коллективная работа даст понимание проекта и командного духа, ответственность за свой этап работы – обязательность и внимательность. А все вместе – научит созидать, а не разрушать. И ценить это!
- В детской анимационной студии «Мультмакс» есть несколько этапов освоения профессии мультипликатора. Какими умениями в итоге будут обладать юные выпускники?
На каждом из мастер-классов дети познакомятся с разными техниками анимации. Это первичное знакомство с мультипликацией. Для тех, кто заинтересовался – начинаются обучающие курсы: сначала идет вводный курс, здесь ребятам откроют завесу мира мультипликации, расскажут обо всех этапах создания мультфильма, дадут попробовать себя в различных техниках анимации. Вместе они в конце сделают несколькосекундный ролик. Это совместное творчество. Такой курс состоит из 9 занятий. У каждого ученика остается своя красочная тетрадь с конспектами о пройденном материале, в которой они, кстати, делают и домашние задания, что вовлекает в обучение еще сильнее.
Кто-то, опять-таки, остановится на этом этапе, удовлетворив свой интерес. Но большинство ребят только разгораются после него. Теперь, когда они увидели, как это делается, им не терпится самим всему научиться, и они с удовольствием переходят на второй уровень. Это более длительный курс, минимум на 4 месяца. Но в этом блоке обучения они пройдут практическую работу по все цехам производства мультипликации. Как итог, они к концу курса уже сделают свой собственный мультик. Его длительность, красочность и качество будут напрямую зависеть от их персональных стараний. Конечно же, на всем этапе обучения помощь и контроль учителей гарантированы! Но у ребенка складывается впечатление, что эта работа сделана им от начала и до конца самостоятельно! Это очень важно! По итогу двух первых уровней обучения за каждое занятие ученик получает и накапливает баллы. Итоговая сумма которых будет являться для него проходной на третий, самый интересный уровень. Система построена так, что баллы можно как терять при невыполнении заданий, так и наращивать, хорошо, например, выполняя домашние задания.
Третий уровень – это территория свободного творчества. Сюда попадают дети, прошедшие первых два курса и получившие достаточные навыки и знания по полному циклу создания мультфильма, а также уже попрактиковавшиеся в создании своего первого короткометражного мульта. На этом уровне ребенок начинает творить свои настоящие первые шедевры. Теперь он вооружен знаниями и умениями, нет никаких ограничений в творчестве. Все идет само собой, как хотят дети, а в помощь им – опытные наставники, мастера мультипликации. Именно здесь создаются настоящие детские шедевры! Для увлеченных мультипликаторов мы планируем экскурсии на настоящие действующие взрослые анимационные студии. Это эмоционально для детей не меньше чем DisneyLand!
- Когда можно подключиться к занятиям? Или если курс набран, то необходимо дождаться следующего потока?
Мастер-классы мы проводим по запросам, здесь более гибкий подход. Курсовые занятия идут последовательно – вводный курс, обучение, территория свободного творчества. Одно за другим в четкой последовательности. Вводный курс мы запускаем в начале каждого месяца, т.е. если вы не успели в группу этого месяца, то спокойно попадаете со следующего. Это касается мультипликации.
Многие, почти все, хотят научиться ездить на автомобиле. Идут на курсы, потом покупают машину, просто катаются. Но многие, чем больше просто катаются, начинают проявлять интерес к более серьезным машинам – спортивным, стремительным и мощным! Их увлекает их специфический рык мотора и притаившиеся под капотом возможности. Наверное, мультики – это и есть своего рода гоночная мощная машина. К ней нужно прийти. Аппетит обязательно придет, но нужно начать и увлечься. Именно поэтому мы разработали арт-курсы для любого возраста, специально для тех, кто еще не увлекся мультипликацией и пока не уверен в своем интересе к ней. Для них у нас есть курсы рисования, пластилиновой лепки. Это уж точно подойдет для каждого – просто научиться рисовать или хорошо и качественно лепить разных героев, творить их в движении, с мимикой. Это прекрасный досуг, отдых, совмещение полезного с приятным. Такие курсы также подойдут для самых маленьких, дошкольников, — в небольших группах самые маленькие (от 3 до 7 лет) занимаются различными видами творчества – рисуют, лепят, вырезают, клеят, сворачивают, раскрашивают! Одновременно с этим, они изучают английский язык в игровой форме на основе просмотра и обсуждения англоязычных мультфильмов. Так они изучают звуки, цифры, слова, выражения. Все это вместе с любимыми мультяшными героями! А параллельно – развивают свои навыки в лепке, рисовании, учатся создавать и видеть прекрасное и красивое. Обязательно все уходят с какой-нибудь поделкой, сделанной своими руками! Занятия проходят как с родителями, так и без них – по желанию и в зависимости от возраста ребенка. Программа разработана так, чтобы любой новый ученик мог присоединиться к действующей группе с любого момента учебного процесса, если конечно группа еще не до конца заполнена. Или формируется новая группа. Этот курс у нас называется ArtSpeakingMultClub.
В общем, мы стараемся дать различные варианты занятий в нашей студии на любой вкус, уровень и желания.
- Студия предлагает также семейные занятия. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что это?
Представьте себе, что наряду с семейным фотоальбомом, который вы с таким трепетом и ностальгией просматриваете или показываете друзьям, родне и гостям, Вы сможете посмотреть или показать свое собственное семейное творение, совместную семейную работу, которую сделали папа, мама и Ваш ребенок?! Идей масса! Например, переложить в анимацию свою летнюю семейную поездку на море или уик-енд на пикнике! В этом творении можно не только нарисовать историю, но и совместить ее со сделанными на отдыхе фотографиями. Вместе с ребенком оба родителя погрузятся в его режиссерское видение этой истории. Мама с ребенком могут нарисовать и вместе вырезать персонажей, все вместе они придумают сюжет, оживят себя в детском комическом рисунке и аппликации, а папа смонтирует это в ролик! Потом все втроем озвучат себя в этой истории и, конечно же, запечатлят свои имена в титрах: папа, например, монтажер, художник-постановщик – мама, а ребенок – режиссер и директор картины, автор идеи и главный аниматор!
- То есть в итоге можно создать уникальный мультфильм о дочке или сыне, о семье! С эксклюзивным сценарием, своей историей и на всю жизнь согревающей сказкой?
Такой шедевр можно разослать всем знакомым и родственникам и получить массу восхищений и приятного удивления! А спустя годы, всегда можно с трепетом вспомнить эти события и пересмотреть свое творение много-много раз. А самое главное – ребенок будет безумно благодарен родителям за творческое и интересное время провождения и совместное творчество! Такие воспоминания останутся на всю жизнь! В будущем ребенок может показать свое творение и своим детям! Да и для родителей это останется приятным воспоминанием о детском творчестве своего любимого чада.
Тоже самое и с корпоративным мультфильмом. Идея в том, что не только дети, но и взрослые не прочь пофантазировать и воплотить свои фантазии в реальную картинку! Это возможность для коллектива весело и оригинально поздравить своего коллегу или шефа с юбилеем. Или запечатлеть веселые моменты удачного корпоратива, привнеся в историю долю юмора и фантазии. Или поздравить свою компанию оригинальным подарком совместного творчества в сложившемся коллективе. Подойдет эта идея и для дружащих между собой семей, например, кумовьев. Множество вариантов… Наши мастера помогут Вам от начала и до конца. Даже если Вы не уверены в своих навыках рисования, можно сделать прекрасную анимацию просто из фотографий. Причем резать их совсем не обязательно, достаточно просто отсканировать.
- А нет ли подарочных сертификатов на такой семейный мастер-класс по созданию мультика?
Да, конечно. Вы можете обратиться к нам в студию за подробной информацией относительно всех представленных курсовых обучений и отдельных мастер-классов. Мы подберем для вашего подарка самый оптимальный вариант и расскажем все нюансы.
- Сейчас появился новый формат празднования детских дней рождений, где дети создают мультфильмы. Можно узнать подробности?
Да, действительно, большой популярностью у нас пользуются Дни рождения в стиле мультиплик! Это тоже новинка на рынке и делаем это только мы. Программа проведения Дня рождения заключается в создании короткого мультика во славу именинника силами всех приглашенных гостей. Все проходит в свободной, веселой и творческой атмосфере. Дети придумывают короткий сюжет поздравления, рисуют своих героев, раскрашивают их, вырезают и начинают анимировать по своей сюжетной линии. Для узнаваемости персонажей мы рекомендуем иметь небольшое фото лиц каждого из участников праздника. Все это придает созданной картине узнаваемости каждого героя, который поздравляет именинника. А ему, конечно, же остается незабываемый и очень трогательный подарок – мультик с его Дня рождения, где все приглашенные запечатлеют имениннику свои поздравления и пожелания! Скажу честно – на этом празднике визжат не только дети, но и родители вовлечены в процесс и имеют массу положительных эмоций.
Кстати, такие праздники мы проводим как у нас в студии, где есть место и для праздничного стола, так и на выезде, по желанию заказчика – дома, в кафе, в школе, в садике.
10. Как Вы считаете, какими качествами необходимо обладать, чтоб стать хорошим мультипликатором?
Прежде всего достаточно быть ребенком. И оставаться им навсегда! В мультфильме, как и в кино, главное – это захватывающая идея и режиссура. Ребенок – нужен для идеи. Для режиссуры – нужны знания, навыки и опыт. Получается, что будучи ребенком (или оставаясь им!), а также имея определенные знания и умения в этом деле, ну и, конечно, практикуясь в этом, каждый может стать вторым Диснеем, например. Знаете, здесь как в спорте – многие великие спортсмены не обладают какими-то сверхчеловеческими или выдающимися параметрами, или качествами. Достаточно просто любить свое дело и увлекаться им всецело, с головой. Результат и признание всегда придут.
Но это не значит, что всем и каждому стоит «убиваться» в занятии чем-то.
Мультипликация, в частности, будет просто полезна для каждого, потому что она дает всестороннее творческое и практическое развитие. Мультипликация – это этапная работа с отдельными цехами, это завод! Здесь ты и художник, и конструктор, режиссер и актер одновременно, психолог и руководитель, менеджер проекта и декоратор. Здесь ты учишься укладывать полет фантазии в четкие математические расчеты – длинную и красивую историю в отведенный тайминг кадров и длительность всей картины, а, например, красивый танец санимировать из рациональных движений, отбрасывая лишние и не пропуская важные. Много чего придется изучить и попрактиковаться в этом. Не случайно, эта работа очень хорошо оплачивается: мало кто знает, что стоимость создания всего лишь одной минуты мультфильма стоит от 7,5 до 35 тысяч долларов! При чем первая цифра – это уровень мультфильма «Свинка Пеппа». Вдумайтесь…
11. Что бы Вы посоветовали родителям, чьи дети хотят освоить профессию мультипликатора?
Если родители заметили, что их ребенок склонен к творчеству или они хотели бы раскрыть эти качества в своем ребенке, нужно пробовать заниматься живописью, лепкой, моделированием, актерским мастерством. Но при этом хотелось бы, чтобы ребенок обзаводился и практичными навыками: умением структурировать процессы, руководить и быть командным игроком, внимательно относиться к деталям и понимать ответственность собственной работы. Как совместить эти, казалось бы, противоположные концепции? Ответ есть! Это – мультипликация!
Интересно, что западное образование давно усвоило всю полноту и полезность этого занятия. Процесс творения мультипликации увлекает людей всех возрастов. Здесь много творчества, сосредоточенности, полета фантазии и воспитание прекрасного, развитие моторики, усидчивости и вместе с этим – полная свобода мысли и желаний! Все это делает человека счастливым, раскрытым и реализованным! Интересный факт: психологи утверждают, что анимация – мощнейший инструмент самореализации и построения личности.
Вы знаете, не важно, какую именно профессию в будущем выберет ваш ребенок. Это его жизнь и его право. Задача родителя – дать возможность своему ребенку раскрыться и попробовать себя как можно в больших направлениях. Тогда и ребенок понимает, что ему действительно нравится и что у него получается лучше. Для этого надо искать такие занятия, которые вмещают в себе как можно больше возможности для развития и творчества. И мультипликация – одно из самых правильных и многогранных таких направлений. Просто дайте своему ребенку возможность!
Большое спасибо за интересное интервью.
Всегда пожалуйста! И будем рады видеть всех заинтересовавшихся читателей у нас в студии «Мультмакс». Обращайтесь (тел. 067-7315747 и 050-5254757)! До встречи.