Сказка с психологом. Новое платье Короля
В детстве все мы с удовольствием слушаем сказки. Некоторые истории становятся нашими любимыми. Сегодня поговорим о сказке «Новое платье Короля», но большинство из нас помнят ее под названием «Голый Король».
Какой смысл заложен в известных сказках, мы разбираемся с психологом Оксаной Пономаренко. Не забудьте пролистать рубрику Сказка с психологом.
В детстве я очень любила сказки Х.К. Андерсена. Помню, как мама вечером включала настольную лампу возле кровати и читала, а я погружалась в атмосферу сказочного волшебства.
Помните эту сказку? «Новое платье Короля» — история о том, как в королевство приехали портные и обдурили короля, одев его не одевая.
Новое платье короля
Сказка начинается так: «Много лет назад жил-был король, который страсть как любил наряды и обновки, и все свои деньги на них тратил.»
Король, еще тот красавчик был, ну прям не король, а королева – так любил красивые вещички, что был заложником своего гардероба. Занимался он исключительно тем, что продумывал наряды на каждую встречу и событие.
Скорее всего, короля воспитывала мать, заложила чувство прекрасного к красивым нарядам, и страсть к шопоголизму, которая так присуща женщинам. Интересно, а какие отношения были с отцом?
В королевстве, конечно же, знали о слабостях короля, и это так на руку сыграло мошенникам. А они то знают , как заработать на слабостях и зависимостях людей.
Мошенники-стратеги придумали красивую историю о своих способностях, а неуверенность в себе короля и увлеченность нарядами, очень даже им пригодилась…
«Они сказались ткачами и заявили, что могут выткать замечательную ткань, лучше которой и помыслить нельзя. И расцветкой-то она необыкновенно хороша, и узором, да и к тому же платье, сшитое из этой ткани, обладает чудесным свойством становиться невидимым для всякого человека, который не на своем месте сидит или непроходимо глуп».
Красиво звучит, не так ли? Я бы сама такое платье купила.
Вот как работали маркетологи того времени.
Конечно же, король не устоял: «Вот было бы замечательное платье! — подумал король. — Надел такое платье — и сразу видать, кто в твоем королевстве не на своем месте сидит. А еще я смогу отличать умных от глупых!»
И заплатил он за сказочную ткань много денег, отдал тончайшие шелка, золото… все, что требовали псевдоткачи.
Основные установки
Почувствуйте смысл, король не верил в СЕБЯ, он верил, что есть волшебное платье, которое его спасет — поможет увидеть, кто в королевстве не на своем месте, а также глупцов отличить от умников. Сложно ему давалось управление королевством, он совершенно ничего в этом не понимал. С платьями то проще, с платьями — он в теме, ведь он — творческий визуал: подобрал ткань (цвет, текстуру), скомпоновал, выбрал фасон, сшил, одел, покрасовался на советах, и за новым платьем побежал.
И чуял то король, что неладное что-то происходит с портными, но страх оказаться глупым был сильнее контакта с собственным восприятием ситуации. Не верил он СЕБЕ в таких вопросах.
«Пошлю к ткачам своего честного старого министра! — решил король. — Уж кому-кому, как не ему рассмотреть ткань, ведь он умен и как никто лучше подходит к своему месту!»
Но с министром еще та беда, видел он, что ткани нет, но боялся быть глупцом, да и насиженное место ему дороже! А министр то знал, что король не компетентен в вопросах «министерских» и верит ему безоговорочно. Вот и соврал министр королю, рассказав, что ткань просто шикарна.
Вот думаю, что же это за королевство такое, что в нем каждый умный, творческий человек сомневается в своих способностях и верит «проходимцам», которые захаживают в королевство, выдавая себя за супер специалистов. И никто в королевстве даже не усомнился в их способностях.
Жалко мне стало короля, ведь верил он старому министру, опирался на его ум, уважал, делегировал важные вопросы. Скорее всего, министр и управлял королевством – этакий серый кардинал. И ведь дорого ему это место у короля, и готов платить за него любой ценой, лишь бы не вытурили с королевства.
И кому, при таких раскладах, верить королю?
Потом посмотреть на ткань отправили чиновника.
Чиновник точно знал, что он не глуп! Но сомневался… на своем ли он месте — вот эта фигура в сказке самая «трезвая» что ли. Когда человек сомневается – это показатель того, что он не может знать всего, и именно это открывает ему путь к развитию и получению новых знаний, изучению фактов, получению опыта. «Неглупцы» всегда сомневаются на своем ли месте сидят, а не потому ли, что им не хватает смелости или наглости спорить с министрами? Потому то и продолжил чиновник играть в сказку министра.
Выводы
И рискнул король сам взглянуть на шедевр ткачей.
«Что такое? — подумал король. — Я ничего не вижу! Это ужасно. Неужто я глуп? Или не гожусь в короли? Хуже не придумаешь! «
Мог ли он сказать об этом вслух, после того как все, кому король доверял, говорили совсем обратное? Конечно же, нет! Рухнуло бы все его королевство в один миг. И он продолжил играть в игру шарлатанов и своих подданных.
Грустно, не так ли?
Вот так и бывает, когда детей не учат чувствовать себя, доверять себе, верить в себя, заявлять о своих потребностях, предъявлять претензии, прояснять ситуации — задавать уточняющие вопросы.
Доверять людям – это очень здорово, но нужно включать критическое мышление и смотреть на факты. Если факты говорят об одном, а слова расходятся с реальностью, необходимо предпринимать какие-то корректирующие действия.
Привык король, что все решали за него! И кто-то же забросил в его голову сомнение в его способностях, уме да еще и в том по праву ли он занимает свою должность.
Через всю сказку сквозит установка: Не верь себе! Верь окружающим и тому, что говорят «умные».
Вот с термином «умные» надо бы разобраться. Все ли глупцы, кто не умен?
И вот, что дальше происходило в сказке:
«Ни один человек не хотел признаться, что он ничего не видит, ведь это означало бы, что он либо глуп, либо не на своем месте сидит. Ни одно платье короля не вызывало еще такого восторга.
— Да ведь он голый! — сказал вдруг какой-то ребенок»
А ведь ребенок — самый непосредственный и естественный. Ему не нужно играть в кулуарные игры и строить интриги, ему нечего терять. Что видит, то и говорит. Какие молодцы родители, растят ребенка в контакте с собой. И заметьте, он совершенно не боится высказать свое мнение при таком количестве восторгающихся нарядом людей.
«И королю стало не по себе: ему казалось, что люди правы, но он думал про себя: «Надо же выдержать процессию до конца. И он выступал еще величавее, а камергеры шли за ним, неся шлейф, которого не было».
Вот так закончилась сказка. Король нес свое лицо – лицо королевства дальше. Ведь это было его решение, его опыт и его королевство.
Королем можно родиться, но управленцем нужно стать. И этому навыку может обучиться каждый.
Мне почему-то кажется, что у этой сказки было бы очень интересное продолжение. Явно король сделал бы выводы, сменил отношение к доверенным лицам, а может и заменил бы их другими профессионалами. И занимался бы король любимым делом – нарядами, продавал их по всему миру, развивая свое Королевство.
Кто знает…