Особенности воспитания детей от 3 до 6 лет: советы психолога
В 3 года ребенка, как подменили — такую жалобу часто можно услышать от родителей. Кризис трех лет никто не отменял. И главное в этот момент родителям проявить гибкость и вовремя скорректировать свои взаимоотношения с сыном или дочкой.
Психолог Мария Фабричева рассказала об особенностях детского развития и воспитания детей на стадии идентичности и силы.
Именно так психологи называют возраст от 3 до 6 лет.
«Задачи этой стадии — установить идентичность собственной личности, обучиться необходимым в обществе навыкам и выяснить роли и власть в отношениях с другими», — говорит психолог.
Воспитание ребенка 3 лет
ЗАДАЧИ РЕБЕНКА (ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ)
- Утверждать себя как отдельную личность
- Собирать информацию о мире, о самом себе, о своем теле, о своей роли. связанной с полом
- Понять, что поведение имеет последствия
- Исследовать свое влияние на других и свое место в группе
- Научиться проявлять силу, чтобы повлиять на взаимоотношения
- Научиться приемлемому в обществе поведению
- Отделять фантазии от реальности
- Понять над чем он имеет власть и над чем не имеет
- Продолжать решать задачи развития предыдущих стадий
ТИПИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА 3-6 лет
- Устраивает игры — фантазии, возможно с воображаемыми партнерами
- Собирает информацию: как, почему, когда, как долго и т.д.
- Пробует различные роли в ролевых играх
- Начинает учиться отношениям власти, наблюдая и устраивая борьбу за власть
- Предпринимает действия для определения роли, связанной с полом
- Начинает совместные игры
- Учится приемлемому в обществе поведению
- Начинает интересоваться играми по правилам
ПОЛЕЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
- Поддерживать детей в выполнении задач развития
- Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
- Поддерживать детей в исследовании мира вещей, людей, идей, чувств
- Поощрять ребенка радоваться тому, что он мальчик или девочка, учить, что оба пола хороши
- Ожидать, что ребенок будет выражать чувства и соединять чувства с мышлением
- Давать ребенку информацию о мире и корректировать ложную информацию
- Отвечать на вопросы
- Обеспечивать приемлемые позитивные и негативные последствия действий ребенка
- Использовать такой язык, чтобы было ясно, кто за что отвечает
- Поощрять использование фантазии и разделение фантазии и реальности
- Хвалить за хорошее поведение
- Аккуратно реагировать по мере проявления детского любопытства к человеческому телу и разнице между мальчиками и девочками
- Сохранять контакт с людьми, которые помогают родителям заботиться о себе
- Разрешать собственные проблемы, возникшие на этой стадии, по мере их проявления
ВРЕДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
- Дразнить
- Проявлять непоследовательность
- Не ожидать, что дети будут думать самостоятельно
- Не желать отвечать на вопросы
- Высмеивать ролевые игры или фантазии
- Реагировать на фантазии ребенка как на реальность
- Использовать фантазии, чтобы пугать или смущать ребенка
- Вступать в споры кто прав, а кто не прав и кто или что лучше или хуже
- Игнорировать ребенка
ПРОБЛЕМЫ В ДЕТСТВЕ
- Чрезмерный страх, тревожность
- Социально неприемлемое поведение
- Ритуалы вокруг пищи
- Ночное недержание мочи, кошмары
- Сверхадаптивность
- Проблемы с обучением
- Застенчивость, угрозы или агрессивность
- Игнорирование своих чувств и потребностей
ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ
- Мечты о Добром Волшебнике: «Надеюсь…», «Хотел бы я….», «Когда все будет хорошо…»
- Страхи: «Мне нельзя», «Я не должен»
- Манипуляция другими, чтобы они взяли ответственность, соблазнение
- Проблемы с идентификацией пола
- Проблемы с обменом веществ и кровообращением, боли в груди, учащенное сердцебиение, судороги.
Детство, стиль воспитания, отношения в семье оказывают влияние на всю последующую жизнь человека. Поэтому родителям важно учитывать возрастные изменения своего ребенка. И знать, как правильно на них реагировать.