Події

Особенности воспитания детей от 3 до 6 лет: советы психолога

В 3 года ребенка, как подменили — такую жалобу часто можно услышать от родителей. Кризис трех лет никто не отменял. И главное в этот момент родителям проявить гибкость и вовремя скорректировать свои взаимоотношения с сыном или дочкой.

3 года

Психолог Мария Фабричева рассказала об особенностях детского развития и воспитания детей на стадии идентичности и силы.

Мария Фабричева

Именно так психологи называют возраст от 3 до 6 лет. 

«Задачи этой стадии — установить идентичность собственной личности, обучиться необходимым в обществе навыкам и выяснить роли и власть в отношениях с другими», — говорит психолог.

Воспитание ребенка 3 лет

ЗАДАЧИ РЕБЕНКА (ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ)

  • Утверждать себя как отдельную личность
  • Собирать информацию о мире, о самом себе, о своем теле, о своей роли. связанной с полом
  • Понять, что поведение имеет последствия
  • Исследовать свое влияние на других и свое место в группе
  • Научиться проявлять силу, чтобы повлиять на взаимоотношения
  • Научиться приемлемому в обществе поведению
  • Отделять фантазии от реальности
  • Понять над чем он имеет власть и над чем не имеет
  • Продолжать решать задачи развития предыдущих стадий

ТИПИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА 3-6 лет

  • Устраивает игры — фантазии, возможно с воображаемыми партнерами
  • Собирает информацию: как, почему, когда, как долго и т.д.
  • Пробует различные роли в ролевых играх
  • Начинает учиться отношениям власти, наблюдая и устраивая борьбу за власть
  • Предпринимает действия для определения роли, связанной с полом
  • Начинает совместные игры
  • Учится приемлемому в обществе поведению
  • Начинает интересоваться играми по правилам

ПОЛЕЗНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

  • Поддерживать детей в выполнении задач развития
  • Продолжать создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту
  • Поддерживать детей в исследовании мира вещей, людей, идей, чувств
  • Поощрять ребенка радоваться тому, что он мальчик или девочка, учить, что оба пола хороши
  • Ожидать, что ребенок будет выражать чувства и соединять чувства с мышлением
  • Давать ребенку информацию о мире и корректировать ложную информацию
  • Отвечать на вопросы
  • Обеспечивать приемлемые позитивные и негативные последствия действий ребенка
  • Использовать такой язык, чтобы было ясно, кто за что отвечает
  • Поощрять использование фантазии и разделение фантазии и реальности
  • Хвалить за хорошее поведение
  • Аккуратно реагировать по мере проявления детского любопытства к человеческому телу и разнице между мальчиками и девочками
  • Сохранять контакт с людьми, которые помогают родителям заботиться о себе
  • Разрешать собственные проблемы, возникшие на этой стадии, по мере их проявления

ВРЕДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

  • Дразнить
  • Проявлять непоследовательность
  • Не ожидать, что дети будут думать самостоятельно
  • Не желать отвечать на вопросы
  • Высмеивать ролевые игры или фантазии
  • Реагировать на фантазии ребенка как на реальность
  • Использовать фантазии, чтобы пугать или смущать ребенка
  • Вступать в споры кто прав, а кто не прав и кто или что лучше или хуже
  • Игнорировать ребенка

ПРОБЛЕМЫ В ДЕТСТВЕ

  • Чрезмерный страх, тревожность
  • Социально неприемлемое поведение
  • Ритуалы вокруг пищи
  • Ночное недержание мочи, кошмары
  • Сверхадаптивность
  • Проблемы с обучением
  • Застенчивость, угрозы или агрессивность
  • Игнорирование своих чувств и потребностей

ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ

  • Мечты о Добром Волшебнике: «Надеюсь…», «Хотел бы я….», «Когда все будет хорошо…»
  • Страхи: «Мне нельзя», «Я не должен»
  • Манипуляция другими, чтобы они взяли ответственность, соблазнение
  • Проблемы с идентификацией пола
  • Проблемы с обменом веществ и кровообращением, боли в груди, учащенное сердцебиение, судороги.

Детство, стиль воспитания, отношения в семье оказывают влияние на всю последующую жизнь человека. Поэтому родителям важно учитывать возрастные изменения своего ребенка. И знать, как правильно на них реагировать.