Події

10 вещей, которым обязательно нужно учить детей

Так получилось, что современная школа не учит наших детей многим вещам, которые просто необходимы для развития полноценной личности. Это именно те вещи, которые должны были бы в первую очередь стать школьными предметами, но, к сожалению, считаются вещами само собой разумеющимся, чему не нужно учиться.

чему нужно учить детей

А между тем, многим родителям просто некогда заниматься обучением своих детей важным навыкам и они остаются без должного внимания. Факт, что этих предметов не было и раньше, и «все мы как-то выросли». Но мир не стоит на месте. Наши дети уже совсем другие и воспитываются в эпоху «передозировки информации». К сожалению, выбрать из этого потока полезное для себя они еще не умеют. А у родителей не так много времени на комплексное воспитание. Ни для кого не секрет, что дети лучше всего учатся на примере. Однако, увы, сегодня мы не успеваем поговорить с ребенком даже об элементарных вещах, не то, чтобы вместе попасть в ситуацию, на которой реально продемонстрировать какой-то пример. И все же, любой заботливый родитель знает, количество – еще не значит, качество. Даже немного времени, проведенного вместе, хватит для полноценного развития юной личности. Осознать, что же такого не хватает для настоящей школы нашим детям – уже пятьдесят процентов успеха. Осталось только придумать, как этому можно научить.

  1. Проявлять интерес друг другу (назовем этот предмет «люди, которые меня окружают»)

Катастрофа современности состоит в том, что мы становимся все более зацикленными на себе и своем комфорте. С одной стороны, это не так уж плохо. Однако  сознанию детей эта опасная философия наносит неоценимый вред. И далеко не только потому, что дети теряют ценности и духовные ориентиры. Не проявляя интерес друг к другу, они не берут друг от друга главного – умений и качеств, которых не хватает в себе самом! В итоге, получаем однобокость, зацикленность, агрессию по отношению к другим, которые становятся «не похожими», желание сделать по-своему или наоборот, закрыться. Учиться наблюдательности, пониманию, чем один человек отличается от другого, и как это можно полезно для себя усвоить – вот первый ключик к развитию гармоничной современной личности. Простое упражнение – интервью – первый шаг к пониманию других и умению слушать.

  1. Сосредотачиваться на решении задач (назовем этот предмет «целеустремленность»)

Инфопространство играет с нашими детьми в злую игру-дает им готовые решения, не предлагая пройти путь, по которому до этого решения нужно дойти. Все время подавая ребенку готовую пищу, невозможно объяснить, из чего она состоит и как попадает на стол. В итоге, знания оказываются поверхностными, а самое главное – ребенок просто не хочет в них углубляться! Конечно, не нужно погружаться во все подряд, это тоже не полезно. Однако в ребенке важно воспитывать навык, который позволит это сделать, когда возникнет в этом необходимость. И это реально сделать не только в повседневности, а и при помощи интересных игр. Например, занимательная география обязательно понравится ребенку в виде квеста или виртуального путешествия, литература – в виду викторины.

  1. Анализировать (назовем этот предмет «анализ и наблюдение»)

Как правило, дети склонны доверять авторитетному мнению и судить по первому впечатлению, что далеко не всегда бывает полезно. Обучать ребенка анализу следует с самых малых лет, когда он только начинает задавать вопросы. Поддавать сомнению факты, учиться рассматривать предмет со многих, подчас даже противоположных сторон – задача именно родительская. Тогда в школе, когда придет время, ребенок уже будет способен думать сам.

чему нужно учить детей

  1. Высказываться (назовем этот предмет «риторика и ораторское мастерство»)

Как правило, дети, находясь в комфортных для них условиях, говорят не мало. Иногда родители даже страдают от чрезмерной болтливости чада. Однако одно дело – болтать просто так, совершенно другое – говорить на тему, высказывать свои мысли, рассуждать. Особенно, когда это приходится делать не дома, а среди сверстников или чужих людей. Или, например, нужно объяснить свою идею, результат работы. Это важно тренировать с самого раннего возраста. Ребенок нарисовал рисунок? Пусть подробно расскажет, что нарисовал, чем вдохновлялся, о чем сюжет и т.д.

  1. Осознанно относиться к себе (назовем этот предмет «осознанность»)

Дети по природе своей чрезвычайно мудрые. Они хорошо дают советы, особенно, взрослым, и кажется, что знают о жизни даже больше нас. Но когда дело доходит до их собственных поступков и последствий, детки оказываются неприспособленными, инфантильными, безответственными и беспомощными… Помните песню в старом советском фильме «Красная шапочка»: «Да потому что ты никогда и ничего не делал в жизни сам»? Я как раз об этом. Детям нужно давать больше ответственности. А если вам кажется, что ребенок еще мал… придумайте эту ответственность в игре, упражнении! Дайте исходные: «Ты – директор компании, у тебя в подчинении 20 человек. Главный управляющий заболел, бухгалтер в отпуске, помощница в декрете. А у тебя срочное задание – сделать и продать товар (например). Что ты будешь делать»? Пусть фантазирует, ошибается, но пусть осознает, что ответственность за него и его результаты лежит только на нем! 

  1. Уметь превращать слабые стороны в сильные (назовем этот предмет «лидерство»)

Ужасно нужный в современной жизни навык, который и взрослым-то не всегда дается. Учите ребенка фокусироваться на достоинствах, а не на недостатках. Пусть ежедневно находит в себе что-то полезное, уникальное, записывает в блокнот и придумывает, как эти лучшие качества реализовать. Однажды ребенок обязательно столкнется с ситуацией, когда он чего-то не может, не дотягивает. Например, в школьный концерт возьмут выступать более артистичного одноклассника. Но тут ваш вынет туз из рукава: его умение все фиксировать и запоминать сделает его режиссером номера!

  1. Планировать и лавировать, уметь самоорганизоваться (назовем этот предмет «планирование и реализация»)

Уметь планировать – свой день, неделю, месяц, год – это очень полезный и важный навык, особенно, для школьников, которые сегодня заняты не меньше взрослых. Однако план существует только для того, чтобы организовать себя, наметить задачи. Не всегда удается точно ему следовать. Нужно каждый день учиться вместе с ребенком: жить не только по плану, а и отступая от него, предусматривая различные ситуации и принимая антикризисные решения.

чему нужно учить детей

  1. Успешно коммуницировать, проявлять инициативу (назовем этот предмет «эффективная коммуникация»)

Казалось бы, что в этом сложного? Если ребенок открытый, коммуникабельный, уверенный в себе, у него не должно быть трудностей в общении. Однако практика показывает, что ребенок, который отлично играет со сверстниками в знакомом дворе, трудно сходится с новыми разновозрастными детьми в лагере, например. Или никак не найдет общий язык с учителями в школе. Можно, конечно, валить все на окружение (ведь где-то ребенок играет нормально), но лучше смотреть на чадо объективно, и стремиться к тому, чтобы помочь ему чувствовать себя в своей тарелке абсолютно везде. Для этого тоже существуют интересные задания, особенно, кардинальные. Начните хотя бы с того, чтобы ребенок сам пошел к новым соседям знакомиться.

  1. Проявлять свободу и креатив (назовем этот предмет «практика креативного мышления»)

Ох уж эта «золотая середина» — уметь жить по правилам, но при этом все-таки оставаться свободным! Для этого нужно постоянно учиться дипломатии. Продвигать новаторские идеи в рамках старых схем – отдельное полезное умение. Но все нужно делать постепенно. Сначала вы приучаете пятилетнего малыша делать субботники (подбирать не то, чтобы свой, а чужой мусор, облагораживая территорию), а потом ваш десятилетний ребенок становится президентом класса – реформатором, который может придумать идею и повести других за собой.

  1. Управлять эмоциями (назовем этот предмет «эмпатия и работа над эмоциями»)

Пожалуй, один из самых важных навыков для современного ребенка. Не секрет, что сегодня многие детки, очень умные, обаятельные, талантливые… но совершенно не умеющие контролировать себя! Процесс обучения этому искусству начинается с осознания собственных эмоций и чувств других людей. А так же умения их высказать: «я сейчас раздражен, потому что»….

В заключение, хотелось бы сказать, что все это сделать вроде бы не сложно, однако не каждый родитель за это возьмется. Главная отговорка внутреннего сопротивления при этом будет: «я не специалист». Сразу оговорюсь – это, уважаемые, страх. Страх сделать промах, обнаружить в ходе работы свои собственные несовершенства… если вам страшно, приходите к нам! Мы покажем и научим.

Наталья ГрабовскаяАвтор: Наталия Грабовская, создатель и тренер альтернативной школы «Академия коммуникации», театральный режиссер, художественный руководитель театра «Місто сонця», редактор журнала «Мир детства и чудес».