События

Арт-терапия для особых детей

Сегодня я хочу затронуть тяжёлую и особую тему. И постараться ее подать максимально ёмко и полезно. Снова об арт-терапии, но сегодня о ее применении в лечении «особых детей». Это дети с разнообразными синдромами, родовыми травмами и даже те ребята, кто родился здоровым, но этот мир искалечил их душу.

арт-терапия

Огромное количество детей в нашем родном городе становятся жертвами сексуальных и физических насилий. А сколько детей переживают крайне тяжело смерть отца или матери! А дети из зон АТО? Они все «особые» и им всем, как и их близким, необходимо сделать очень многое, что б мир принял их, а они его. 

ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО: АРТ-ТЕРАПИЯ В ПОМОЩЬ ПОДРОСТКУ И МАМЕ: КАК СПРАВИТЬСЯ С НЕГАТИВНЫМИ ЭМОЦИЯМИ

Есть такой замечательный американский сериал «Хор». Его суть: в школе, где царит полное разнообразие – мальчик инвалид, девочка с синдромом Дауна, дети, которых прессингуют из-за их нетрадиционной ориентации, и с иными проблемами, они все поют в хоре, этим самым побеждая своих внутренних демонов. Именно так, в принципе, должна выглядеть «социальная адаптация сложных детей методом арт-терапии». Но, что говорить об этом в нашей стране, если сериалу почти 10 лет, а у нас многие родители в ужасе от идеи инклюзивного образования. 

Едем дальше, постараюсь поаккуратней затронуть тему, но у нас вообще поход к психологическому лечению — заставляет желать лучшего. Во всем цивилизованном мире психология как наука может позволить себе отрицать разнообразные эзотерические подходы, книги, авторов. Да, да, все эти учения про «род», «энергию» и карму. И это нормально, это право выбора, человек может выбрать – проходить ли ему помощь по Юнгу. Искать ответов в индуистских учениях или, вообще, у Бога. Почитать ли ему литературу по самосовершенствованию, обсудить с психологом, что его волнует либо же просто выпить какой-то «Ксанекс супер антидепресант». Вы же выбираете между антибиотиками и травками? У нас это как-то странно перемешано, непонятно, где «правые» где «левые». И если кто-то не углубляется в вопрос, ему начинает казаться, что есть только один правильный путь, и если в силу своих убеждений, он тебе не понятен, то это лишь твои проблемы. У наших людей, в силу менталитета, нет осознания права выбора, права на поиск иных вариантов.

Вот об этом и следующая информация – об одном из способов борьбы за свое и детское право быть членом общества вопреки умственному, душевному или физическому состоянию. 

Сама арт-терапия и началась с помощи искалеченным внутренне и внешне людям. Это были художники, скульпторы и другие волонтеры художественных направлений, которые желали  помочь сломанным после Второй мировой войны воинам и мирному населению. Особо стоит отметить проект с вывезенными в Америку детьми из концлагерей. Некоторые малыши не переставали рисовать солнышки даже когда там, где сжигали их друзей. Не все детки шли на контакт, не все верили взрослым, оставалось только рисовать!

Итак, вначале были простые художники, их огромные сердца и маленькие жертвы второй мировой. И по сей день арт-терапия — это первый и самый аккуратный метод в работе с детьми, которые требуют особого подхода.

Не буду засыпать вас диагнозами и писать статистику по тому или иному детскому заболеванию и об улучшениях. Скажу только, что годами проводятся исследования по этой теме и видны положительные результаты. В качестве примера для распространения идеи пару лет назад в Киеве проводился арт-фестиваль «Артельнатива» для особых людей. Участники фестиваля «Павлов-фест: АРТельнатива» являлись пациенты КГКПБ №1, а также инвалиды организаций-партнеров, студенты-психологи, профессиональные художники и другие специалисты. Фестиваль альтернативного искусства предлагает обществу программу творческих и научных мероприятий. Цель была — привлечь людей с особыми потребностями и проблемами психического развития к творческой работе. Но, это не самый популярный фестиваль, как вы понимаете. 

Это все понятно, но что делать родителям? Где конкретика? 

Конечно-конечно, толку от теории? Вот варианты выбора – вы сами изучаете эту отрасль и становитесь «тутором» своего ребенка, вы используете изученные данные для выбора подходящего центра либо же, игнорируете.

Где узнать больше:

  • интернет завален онлайн-курсами по введению в теорию и практику арт-подходов. Если вы дружны с языком, то хорошую базу можно получить на иностранных образовательных платформах от 15$. Так и пишете в гугле «art therapy online courses». На русском языке, увы, такого раздолья нет. Пока более-менее хороший русскоязычный курс я находила за…7500грн, что, конечно, не отменяет факта наличия тонны бесплатных коротких видео и мастер-классов на ютубе. Как и то, что, возможно, я не гуглмастер и не нашла то, что искала на русском или украинском!
  • у нас существует и Восточно-украинская ассоциация арт-терапевтов, там много полезных лекций и хороший список книг, которые можно скачать. Или вот, например, запись мастер-класса «Арт-терапия и арт-педагогика в помощь родителям и детям в сложных ситуациях«
  • и вот сайт еще одной ассоциации с литературой и научными статьями. 
  • при изучении этого вопроса открывается другой взгляд на вещи. Если раньше я считала, что вышивание – это удел домохозяек, то сейчас я вижу механизм разгрузки мозга. Арт-терапия существует на двух китах – искусство само по себе – лекарство, а творческий процесс – тоже волшебная таблетка. Проще говоря – в каких-то случаях красивая картина, приятная музыка, феерический концерт, способны «склеить человека», а где-то важны реакции на те или иные материалы, цвета, структуру работы. Приятная теплая текстура глины или масляных красок, экспрессия создания картин. Или же, наоборот, сосредоточенность создания коллажей или мозаик. Стоит раз прочитать описание, и восприятие полностью изменится. И вы ясно увидите, что вам делать.
  • одним из хороших вариантов — обратиться к обычному учителю того или иного художественного направления. Так сказать, «к истокам». В зависимости от состояния ребенка вы можете сходить с ним на тот или иной мастер-класс или же пригласить учителя на дом. Конечно, стоит предупредить учителя, что «академический рисунок» тут не уместен. Такой подход дает хорошие результаты. Во-первых, не всем детям нравится слова «терапия» и «врач», кого-то может раскроить тот факт, что его водят в «особый центр». Если правильно составить программу занятия, с учетами рекомендаций, то человек даже не заметит, что с ним на самом деле занимаются лечением.
  • рекомендуют дополнять любую основную терапию арт-элементами.

Водить  в музеи, если речь о живописи, на концерты, если терапия музыкой. Создать, так сказать, эффект полного погружения. В качестве примера расскажу историю терапии девочки, пережившей сексуальное насилие. Она очень болезненно реагировала на мир, и могла подавлять негативные эмоции только терапией — рисованием. В какой-то момент ее увлекли волны и морские пейзажи. Врач совместил это все с лекциями про известных художников, рисовавших море. Ее это заинтересовало и она даже изъявила желание сходить в музей на выставку. Это прогресс.

  • в Киеве есть ряд центров, где вашим детям поможет грамотный специалист.- за границей популярно публиковать разнообразные исследования.  Американцы много пишут о положительном эффекте арт-терапии при аутизме. Вот, например, сайт. А еще они публикуют много отчетов о пост травматическом синдроме, когда молодой парень или девушка, которые тоже чьи-то  дети, ломаются и перестают нормально реагировать на мир – это так же грустно.  Одной из самих угрожающий проблем посттравматического синдрома является неконтролируемая агрессия. Так вышло, что и у нас в стране — это важный вопрос, и не только войны, но и дети из зон конфликтов страдают. У нас в стране есть достаточно широкая волонтерская сеть, призвана помочь участникам АТО и детям пострадавших регионов, в том числе и методами арт-терапии.

Несколько полезных ссылок:

Если эта тема для вас близка – то советую посмотреть выше указанные примеры. Стоит добавить, что в американских и израильских армиях есть свои психологии и психотерапевты. Они работают с солдатами и с их семьями. Ведь  это очень страшно, когда война всегда живет в голове.

Это лишь небольшой ознакомительный список, где, в зависимости от состояние ребенка, вы можете получить адекватную помощь и поддержку. 

Хочу подчеркнуть, что все вышеуказанное — это были лишь варианты подходов и взглядов на проблемы адаптации детей, которые стали особенными по той или иной причине. И у меня есть надежда, что для кого-то этот материал будет действительно одним из новых вариантов решения.

Катя Ермоленко

арт-терапия особенные дети

Автор: Екатерина Ермоленко