Как заинтересовать ребенка книгой
Рано или поздно каждый родитель сталкивается с вопросом: как заинтересовать ребенка книгой и привить любовь к чтению? Что нужно делать для того, чтобы не отбить у малыша желание читать? На что стоит обращать внимание при выборе детской книги?
Об этом и не только в интервью Людмилы Шелестовой – заведующей сектором развития дошкольников Института одаренного ребенка НАПН Украины, автора методики обучения детей чтению «Развивающее чтение», которая уже более 17 лет используется в дошкольных учебных заведениях.
Материал подготовлен при поддержке компании PocketBook.
Какие бы вы дали практические советы молодым родителям, которые хотят самостоятельно обучать своих детей чтению? С чего начинать, а чего не стоит делать?
Сразу бы хотелось сказать: начинать нужно с понимания того, хочет ребенок учиться читать или этого хотят родители? Если ваш ребенок проявляет интерес к буквам, тогда нужно его поддерживать, начинать заниматься с ребенком. Чего не стоит делать? Того, что может навредить ребенку. Родители не должны ставить свои амбиции по поводу обучения чтению ребенка превыше всего и использовать способность ребенка читать в раннем возрасте как чуть ли не единственный повод для гордости. Нужно уделять внимание разностороннему развитию ребенка, его эмоционально-волевой сферы, нравственных качеств, интеллекта, в том числе и обучать чтению.
В каком возрасте наиболее оптимально начинать учить ребенка читать?
На этот вопрос нет однозначного ответа. В каждой конкретной ситуации решение может быть разным. Тем не менее, по опыту могу сказать, что оптимальный возраст для начала обучения ребенка чтению – 4 года. Именно в этом возрасте дети активно познают мир, проявляют интерес ко всему, в том числе и к буквам, которые они видят повсюду. К этому возрасту у них уже достаточно сформированы память, мышление, восприятие, воображение, и дети могут фокусировать внимание и начинать учиться читать (овладевать элементарными навыками).
В реальной жизни сложно предугадать, когда ребенок начнет тянуться к чтению. Это может случиться и в 2 года, и в 5 лет. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, в том числе и от пола: девочки, как известно, часто опережают в развитии мальчиков, поэтому и интерес к чтению у них может возникнуть достаточно рано.
В моей практике были случаи, когда девочка в 2 года 9 месяцев легко запоминала буковку, умела сразу объединить буквы в слоги. Но были ситуации, когда четырехлетнему ребенку обучение чтению давалось с трудом. Так что самое главное – всегда идти за ребенком.
Как правильно выбирать книги для детей? На что нужно обязательно обратить внимание?
Если мы говорим о книгах, которые родители будут читать детям, то это одни критерии отбора. Если эти книги ребенок будет читать сам – другие.
В первом случае, выбирая книги для детей, важно обращать внимание на качество текста: язык должен быть понятен ребенку, красивым, без сленговых слов. Бывает, что в книжках для дошкольников встречается искаженная информация об окружающем мире, так что на это нужно обращать внимание. И, естественно, внимание стоит обращать на тематику произведений. Важно также учитывать объем произведений. Деткам до трех лет лучше подбирать короткие произведения – стишки, потешки, короткие сказки, поскольку большой объем малыши не будут слушать. Детки постарше уже могут воспринимать сказки и рассказы большего объема, но они не должны быть слишком большими.
Внимание детей краткосрочное, например, в 3 года ребенок удерживает его всего в течение 10-15 минут. Помните: за эти 10-15 минут вы должны полностью прочитать произведение, рассмотреть картинки, поговорить о прочитанном. Не стоит разрывать процесс чтения произведения (если оно большое по объему) для маленьких детей на несколько дней, поскольку им будет сложно удерживать в памяти его содержание. Поэтому и лучше выбирать короткие произведения.
Обязательно обращайте внимание на наличие иллюстраций и на их качество. Ребенок впитывает все что видит, как губка, а значит, все иллюстрации на подсознательном уровне влияют на формирование представления малыша о мире. Желательно, чтобы образы были добрыми, яркими и эмоционально привлекательными для него.
Ну и, конечно, выбирая книгу, прочитайте ее сами. Если книга нравится родителю, есть вероятность, что и ребенку она понравится.
Если ребенок дошкольного возраста будет читать книгу сам, то, в первую очередь, обратите внимание на объем текста (это может быть всего несколько предложений на странице), размер букв (они должны быть достаточно большими), наличие иллюстраций, их качество и соответствие реальным объектам. Важно также и качество текста, насколько он может быть интересен ребенку.
Существует мнение, что наиболее эффективно учить читать ребенка в игровой форме, не заставляя, а заинтересовывая малыша книгой. Как вы считаете, так ли это? Какие методы наиболее эффективны? Что «работает» с современными детьми?
Обучать дошкольника действительно нужно в игровой форме, поскольку игра – ведущий вид деятельности в этом возрасте. Но есть и другие, о которых не стоит забывать: коммуникативная, предметно-практическая (ее еще называют – продуктивная) и учебная.
В идеале обучение чтению, как и любой другой процесс обучения, должен включать эти виды деятельности. Необходимо, чтобы во время игры ребенок и коммуницировал с другими детками (в это время у него развиваются социальные навыки), и создавал какой-то продукт (для ребенка очень важно видеть результат своей работы), и, естественно, чему-то научился. Это в идеале, но не всегда так бывает.
Мы знаем, что вы являетесь автором одной из отечественных методик обучения чтению дошкольников «Развивающее чтение». Расскажите о ней более подробно.
Когда родители начинают работать по методике «Развивающее чтение» и используют пособия для детей, они должны быть готовы, что мгновенного результата не будет. Дети будут выполнять игровые задания, и постепенно будут запоминать буквы, научатся читать сначала слоги, потом слова, потом словосочетания, предложения и совсем маленькие тексты. Кроме этого, у детей будет развиваться логическое мышление, память, словарный запас, речь, мелкая моторика, а также будут существенно обогащаться представления о мире.
Методика довольно гибкая и подходит для малышей разного возраста, состоит из двух частей, а соответственно — из двух книг. Выполнение заданий из первой части книги рассчитаны ориентировочно на год работы, в зависимости от возраста ребенка, который начинает учиться читать. В четыре года дети будут медленно выполнять задания и, соответственно, усваивать навыки чтения, а шестилетние — гораздо быстрее.
Эта система работы очень продумана и предполагает, что ребенок знакомится сначала с буквой, используя для этого различные виды деятельности: вырезание, вылепливание, выкладывание из природного материала, кубиков и пр. После того, как ребенок запомнил букву, мы предлагаем ему познакомиться со слогами и научиться слитно их читать. Научившись читать слоги, он учится из уже известных слогов составлять слова и читать их. На изучение каждой буквы и слогов с ними предлагается выполнить от 5 до 8 заданий.
Со второй частью книги могут работать дети, которые уже умеют читать слова. Выполняя игровые задания из этой книги, ребенок учится читать слова разного уровня сложности, словосочетания, предложения и маленькие тексты. Содержание заданий этой части книги ориентировано на значительное обогащение представлений ребенка о мире. Книга структурирована по темам, из которых ребенок узнает о себе, об обществе, о том, что мы кушаем, о том, что находится дома и вне дома, и другую важную для него информацию. Занятия происходят, опять-таки, в игровой форме. Например, нужно прочитать загадку и нарисовать к ней отгадку, или подобрать под стишок картинку. Такие упражнения помогают детям учиться осознанному чтению, а не механическому; не просто запоминать слова и уметь их повторить, а понимать их значение.
Осознанное чтение – зачем оно надо? Что оно дает?
Первое – дает понимание ребенку того, что он читает. Это плохо, когда ребенок читает и не понимает о чем идет речь. В таком случае, у ребенка пропадет интерес к чтению, и он не будет заниматься этим. Какая типичная позиция малыша? Если мне интересно – я включаюсь, а если нет – я вообще уйду от этого. Во-вторых – обучение осознанному чтению поможет ребенку в будущем, когда он придет в первый класс, где его успешность в значительной степени будет зависеть от понимания ребенком прочитанных условий задач, например. Поэтому, я считаю, что осознанное, а не просто механическое чтение – это важно.
В заключение хотелось бы сказать, что учить дошкольников чтению можно и нужно, используя для это соответствующие методы. Но это не должно быть самоцелью, доминирующим направлением развития. Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок отлично читал, но при этом не умел общаться с другими детьми и взрослыми, не умел играть, завязывать шнурки или застегивать пуговицы, не умел понимать свои чувства и чувства других людей и т.д. Я — за гармоничное развитие личности дошкольника!