Почему работают старые методы воспитания
Мы человеки! Наши дети от рождения беспомощны. Ребенок может только кричать, так они зовут тех, кто о них позаботится. Дети очень зависимы от родителей. Программа привязанности включается у ребенка сразу после рождения. Сначала мама – это весь мир ребенка, потом проводник в жизнь. Помните, слова из песни: «Мама первое слово, главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, мир подарила, мне и тебе…» Наша жизнь начинается с отношений с мамой. Родители — это безопасность ребенка.
Почувствовали, как важны близкие, заботливые, любящие люди для малыша? И вот теперь представьте ситуацию, когда эти самые близкие, родные, любимые — мама или папа говорят:
- «Я уйду от тебя, если ты не будешь слушать»
- «Отдам тебя в детский дом, если ты будешь плохой»
- «Плохой ты мне не нужен, уходи»
- «Сейчас тебя дядя заберет»
- «Туда не ходи, там Бабай тебя унесет»… сюда же шлепки по попе, «становись в угол – ты наказан» .
Чаще всего это происходит, когда ребенок начинает самостоятельно познавать мир и проявлять волю. Родителям этот период местами не комфортный. Ребенок становится очень неудобным и требует много внимания.
Что же происходит с ним в момент, когда он слышит такие слова? Возникает угроза безопасности: Меня могут бросить, отказаться, прогоняют… Я не выживу сам в этом мире. Для ребенка остаться одному – это как смертный приговор.
Конечно же, он сделает все, что бы его не бросили и не оставили.
Родителям очень удобны такие манипуляции, потому что это:
Просто! Эффективно! Опасно!
Просто — потому, что не нужно напрягаться.
Эффективно потому, что нужно минимум времени.
Опасно потому, что вы не знаете, когда таким воздействием вы отрежете доверие к себе, как к родителю. Можно ли доверять человеку, который тебя отвергает, пугает, угрожает, бьет? Когда родители создают ситуацию угрозы, ребенок боится, он ищет защиту и включается программа следования и послушания.
Когда ребенка бьют, у него включается страх повторного удара. Он инстинктивно ищет защиту. Ему было больно.
Подавленный ребенок, скорее всего, захочет вернуть боль человеку, который ее причинил. Он может мстить (делать на зло), ведь он хочет, чтобы окружающие почувствовали ту же боль, что и он. Боль порождает боль.
Запомните главное — в этих ситуациях ребенок ничего не понял и не научился. Родитель грубым образом запустил программу следования и послушания. Вы просто останавливаете действие.
Подумайте о том, что происходит с вашим любимым ребенком в этот момент. Чему он учится? Ведь вы кричите, ругаете, пугаете, бьете не его…. а себя – потому, что вы не можете справиться с ситуацией. Потому что вы забываете, что он ребенок, и вам очень хочется чтобы он вел себя, как взрослый. Понимал, слышал и слушал. Мы учимся на примерах, а не на словах. Понимайте, слушайте и говорите с вашими детьми.
Мне очень хочется, чтобы родители уважали своих детей. Ошибочно считать, что уважение нужно заслужить. Уважайте их за то, что они уже есть. Они — наши дети, и они будут лучше чем мы – так заложено природой.
Любви вам, терпения и гармонии.
психолог, коуч, тренер