Сказка с психологом. Колосок
Сказки любят все детки. Но знают ли родители, какие установки заложены в известных сказках и как они влияют на восприятие мира детьми?
Психолог Оксана Пономаренко помогла найти новые грани сказки «Колосок».
Давно хотела написать о сказке «Колосок» и ее посыле. Вспоминайте, чему нас учили в этой сказке. Я отчетливо помню, что мышата были лодырями и бездельниками, а петушок — трудяга.
И вот, открыв сказку через 30 лет, чтобы прочесть ее дочери, я обнаружила другой смысл. И, конечно же мне, как психологу, захотелось поразмышлять над этим.
Жили-были два мышонка Круть и Верть и с ними петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что все играли да веселились, а петушок целыми днями трудился.
А где же золотая середина, поработал — отдохни. Мышата только веселились, петушок только работал. Родитель и дети.
Дальше петушок нашел Колосок, с него-то все и началось. Позвал он мышат и сказал: «Нужно его обмолотить!» Но при этом помощи не просил, а ждал, что мышата сами захотят делать эту работу, возьмут ответственность за нее на себя.
Когда они этого не делали:
— Только не я! — закричал Круть.
— Только не я! — закричал Верть.
петушок делал всю работу сам со словами: «Ладно, я сделаю».
И так повторялись несколько раз. Мышата знали, что нужно сделать с колоском, но они хотели играть и веселиться, и каждый раз, когда их звал петушок, они задорно отказывали. А умение отказывать — это, к слову, очень важный навык в нашей жизни.
ЭТО ТОЖЕ ИНТЕРЕСНО: СКАЗКА С ПСИХОЛОГОМ. РЕПКА
И только петушок брал на себя ответственность за свою же работу (ведь колосок-то нашел он). Петушок в сказке выглядит взрослым родителем, которому нужно только работать, а мышата задорными детьми, которые хотят только веселиться.
Учил ли петушок чему-то мышат? Сложно сказать. Но точно можно сказать, что сказка учила много поколений только работать, а веселье и игры осуждалось.
Возможно, если бы петушок рассказал мышатам о тех возможностях, которые перед ними открывает колосок — испечь вкусные пироги, привлек их к работе, играя вместе, заинтересовал процессом «обработки» колоска, и мышата реагировали бы на это по-другому, и не были бы столь «негативными героями» в сказке.
Но петушок ждал инициативы со стороны мышат и совсем не умел просить о помощи, не умел говорить о том, что он устал и о том, чего он хочет. Петушок не позволял себе веселиться, только работать.
Да, по итогу сказки мышата тоже получили урок – не будете ничего делать, у вас не будет что покушать.
Зато петушок сыт пирогами, и кушает их в одиночестве, осуждая мышат.
Любые перекосы чреваты последствиями, важна золотая середина работа-отдых. Сколько поколений трудоголиков и псевдотрудоголиков (те, кто просто ходят на работу, что бы куда-то ходить) выросло на этой сказке?
На мой взгляд, любая сказка предполагает коррекцию родителей, в виде рассуждений после ее прочтения и адаптации под время, в котором мы живем. Задавая вопросы себе и детям можно написать новую сказку, с вашими семейными ценностями.
Сейчас для меня мышата — герои нашего времени, ведь у них есть навыки, которые многим из нас только приходится развивать – умение веселиться и отдыхать, а также говорить НЕТ.
А что скажете вы?
-
Мария Дмитриевна Кукушкина
-
МамаWOW
-