Что делает учитель в школе: заметки молодой преподавательницы
Продолжаем знакомить вас с закулисьем школьной жизни в блоге нашего автора Дарьи Настенко.
А вы знали, что проведение уроков – это только 50% того, что учитель делает в школе. «А что же он делает еще?», спросите вы. Чем еще таким может быть занят учитель, я вам сейчас подробно расскажу.
Давайте сразу оговорю один момент. Я рассказываю о том, как это было у меня, в конкретно взятой киевской школе. В других школах все может быть по-другому, но некоторые моменты будут едины для всех преподавателей вне зависимости от города или села.
Когда я училась в педагогическом, нам рассказывали о том, как вести урок, как грамотно выстраивать подачу материала, как использовать интерактивные методы подачи и контроля материала. Но вот как-то совсем забыли про такие навыки как риторика, ораторское искусство, стрессовая психология и документоведение. А именно это мне понадобилось в первую очередь по приходу в школу.
Но если с первыми тремя мне худо-бедно удавалось справляться самой, благодаря моему характеру, то с документами и отчетами пришлось учиться работать. Вы хоть когда-то заглядывали в классный журнал? Это же тихий ужас! Я лучше 7 уроков нон-стоп проведу, чем буду заполнять этот журнал. Впихнуть в одну строку 4-5 предложений… это потом только под микроскопом читать можно. Однако нужно указать полностью всю тему. И не забыть отдельно прописать домашнее задание. А если идет объединение уроков в связи с карантином или майскими праздниками — тут вообще нужна спецподготовка. А оценки? Попробуй только поставить не туда оценку. Это же официальный документ!!!! Исправлять ведь нельзя. У учителей уже изобретен 1000 и 1 способ, как подправить оценку в журнале с наименьшими последствиями (в такие моменты мы чувствуем себя учениками, исправляющими двойку в дневнике перед тем, как показать его родителям).
И это только журнал. А так — к каждому уроку необходимо готовить полный план-конспект, в котором чуть ли не поминутно расписан полный поэтапный план урока. Хорошо, когда есть параллельные классы и один план на несколько классов сразу. В неделю у учителя стандартная ставка 18 уроков, у меня обычно меньше 21 не было, и это на каждый нужно было написать конспект.
Контрольные и тесты. Если письменные, то это просто сборник анекдотов. Порой такое пишут, что бедный Стив Джобс в гробу бы перевернулся (я — учитель информатики, если что). Сидишь, и по несколько часов читаешь эти перлы под чашечку горячего чая. Хорошо, если это можно сделать в «окошко», а так обычно это приходится делать после уроков. С тестами проще, быстро нащелкал и все. Правда эти тесты нужно подготовить… Самое веселое в тестах – это придумать неправильные ответы. Бывало такое, что дети ставят галочки напротив такой бредятины, что диву даешься, как можно было не угадать правильный ответ.
Документация на кабинет. За многими учителями закрепляются кабинеты, за которые они ответственны, за это даже доплачивают около 100 грн. в месяц. Есть кабинеты повышенной опасности, в которых необходимо вести журналы по технике безопасности. В них должны быть указаны все дети, что проходят обучение в этом кабинете в текущем году, у меня это обычно бывало от 200 до 300 детей. И всех их нужно записать с указанием ФИО и класса, а также указать, что они прошли инструктаж по ТБ и расписались. Оценили масштабы, да? Всякую разрешительную макулатуру учитывать не будем. Она обычно готовится перед 1 сентября и лежит целый год.
А вот когда приходит окончание семестра, это просто дедлайн. Мало того, что нужно провести контрольные, проверить и выставить оценки, так еще необходимо сделать сводку по успеваемости по классам и подать ее заучу для внесения в базу. По результатам этой сводки, потом вырисовывается график, по которому можно судить про успешность класса в целом по разным предметам. Наша завуч всегда на собраниях именно этими графиками и «воспитывала» коллег за недоработки или хвалила за хорошую работу.
Кстати, о собраниях. Минимум раз в семестр у нас проходили всеобщее собрание коллектива для обсуждения успеваемости классов и эффективности нашей работы. Так же парочку раз в год, мы устраивали семинары на конкретные педагогические темы, на которых рассматривали различные педагогические проблемы и способы их решения. Хоть раз в год каждый должен был выступить со своим докладом и презентацией. Так же в школе учителя, как и в универе, делятся по кафедрам. Минимум раз в месяц проходят сборы кафедры. Мы пишем какие-то научные работы время от времени и складываем их в свои специальные папки. Правда, частенько бывает, что в папку за раз складируется сразу пачка, так как времени заниматься расфасовкой своих наработок не всегда хватает.
Перемены. Думаете они у нас есть? Ошибаетесь. Попить чаек в подсобке? Редкая удача. Руководство нашей школы четко прописало обязанности каждого учителя на переменах. Каждую перемену мы обязаны дежурить в коридоре возле своего кабинета и следить, чтобы «дитятки не повбывалыся». При этом кабинет закрывать нельзя, а то как же детки не смогут подготовиться к уроку (на практике готовились 30%). Покидать кабинет я тоже не имею права, так как у меня в кабинете стоит компьютерная техника, и я несу за нее материальную ответственность. Так что половинка тебя — в коридоре следит за поведением детей, а вторая половинка — сторожит школьное имущество в кабинете.
Ну, и отдельная тема – дежурство в столовой, тут стоит зорко следить за тем, чтоб детвора не разорвала буфетчицу и не ходила ногами по столам. Правда, тут руководство ставит конкретные перемены в конкретный день недели. А как же незакрытый кабинет и дежурство в коридоре? А вот, как хотите. В этом и парадокс.
Каникулы. А что это? Каникулы у школьников, а мы приходим на работу. Можно, правда, покайфовать и прийти на работу на 9-00, ну ладно, на 9-10, а не на 8-10. Но суть от этого не меняется. Что мы делаем? Проводим собрания, заполняем журналы и прочую макулатуру, которую не успели оформить, готовим новые материалы для будущих уроков, драим свои классы. Последнее в том случае, если у тебя нет своего класса (классного руководства) и ты не можешь подключить детей. У меня не было, и я сама лично подметала, вымывала пол, парты и окна. Даже доводилось подкрашивать самой стены. Отдельно стоит выделить процесс отдирания жвачек из-под парт и стульчиков. Занятие заменяющее медитацию… А чего стоит оттереть творческие каляки деток от парт, ммм….
Осенью и весной мы еще выходим с граблями, чтобы убрать территорию от листвы и мусора. Такие милые и объединяющие субботники. А летом в самый солнцепек идем бороться со злостными сорняками, растущими между бетонными плитами. Как-то было предложение залить цементом эти щели, но директриса сказала гениальную фразу: «А что ж вы летом делать будете?». Все в нашей стране для людей.
Про что-то забыла. Ах да, конкурсы и олимпиады. Нужно искать одаренных детей и готовить их к разнообразным мероприятиям. Частенько, те же олимпиады или конкурсы могут проходить в выходной день или во внеурочное время, и ты вынужден вставать в воскресенье рано утром, чтобы отвезти группу детей в другой конец города, а потом после мероприятия еще привезти их обратно.
Все вышенаписанное относится к обычному учителю. А вот если у учителя есть классное руководство, то тогда вообще аншлаг. Помимо тонны макулатуры, которую нужно вести и заполнять на каждого ребенка, необходимо еще быть постоянно в курсе, где эти дети и что с ними. Каждое утро нужно отмечать присутствующих деток и тем, кого нет, прозванивать родителей с вопросом о том, где же ребенок и что с ним случилось. Бывало, что родители сами не знали, где их дети, но это уже другая история. А регулярные звонки родителей! В среднем в классе 30 учеников. И за месяц хотя бы раз у кого-то точно что-то случается (потерял форму, исчез мобильный (зачем? зачем давали ребенку дорогую вещь в школу?), простыл, не записал домашнее задание, получил плохую оценку и не знает, как исправить, не может найти контакт с учениками, не может найти общий язык с учителей математики, влюбился в учителя математики и др…), родители звонят классному руководителю в любое время, будто у учителя нет своей семьи и свободного времени (есть родители, которые поддерживают активную, чуть ли не ежедневную связь с классным руководителем).
Но учитель — тоже человек. Поэтому многие пункты довольно сильно упрощаются. Если учитель долгое время работает в школе, то план-конспекты обычно накапливаются на протяжении многих лет работы и нужно просто достать из папки нужный. Эта схема отлично работает до тех пор, пока снова не изменят программу, тогда приходится или адаптировать, или переделывать заново. С прочей макулатурой в основном разбираемся на каникулах, когда больше свободного времени и есть возможность сосредоточиться. Дежурства мы проводим по-очереди и ухитряемся ухватить-таки какой-то пирожок с чаем на переменке. И вообще стараемся максимально оптимизировать свой рабочий процесс, ибо если бы мы делали все в идеале, что нам необходимо по инструкции, то мы просто жили бы в школе. Ведь наша главная задача – учить детей!!! А остальное все мелочи:)
Автор: Дарья Настенко