События

Почему учителя во французской школе не кричат

Еще только собираясь переезжать во Францию с двумя подрастающими детьми 11 и 12 лет, я решила для себя, что в школу они пойдут там. И учиться они будут на этом малопонятном французском языке, во французском коллективе и по французским правилам – как бы сложно это ни было и каким бы ужасным не казалось на старте проекта. У меня была шальная мысль оставить их на дистанционном обучении в привычной системе, в Украине, но вскоре я от неё отказалась. И с легкого толкача мои две очаровательные девушки отправились в школу в одном маленьком городке на Юге Франции.

Лариса Мищанчук

Главные сложности в нашем случае сосредоточились для детей в адаптации к языку, а для родителей – в документальной подготовке. И, конечно, процесс привыкания потребовал в свою честь некоторого времени, салюта и уважительного реверанса. Но… Время шло и дети возвращались домой в порядке: без слез, истерик и без оторванных пуговиц на пиджаках. Это всё вызвало у меня сначала недоверчивую осторожность, а потом искреннее удивление. Почему их никто не трогает? «Мама, учителя никогда не кричат!» — сообщили мне мои дочери с широко распахнутыми глазами. Что они там делают, в этой школе?

1.Дисциплина.
Если вы питали иллюзию, что во французской школе дети носятся с гиканьем по коридорам, опаздывают в классы и вообще могут в любой момент встать и выйти – вы ошиблись. Свобода в школе – понятие очень и очень относительное. Во французской средней школе (здесь она называется колледж и принимает «постояльцев» с 10 до 15 лет) количество учеников может варьироваться. Но в нашем случае оно стремится к трем десяткам – трем десяткам подростков. И вот эти тридцать разных по уровню знаний и талантов детей… просто сидят и внемлют учителю. Фантастика? Просто воспитание.

Маленький француз учится терпению с младых ногтей: правила общения здесь таковы, что перебивать, перекрикивать, встревать в разговор – не принято.

Ни на уровне семейном, ни на дружеском, ни на официальном.

2.Подход к профессии.
Учитель в местной школе – это не замученное маленькой зарплатой, вечными педсоветами и родительскими комитетами с недоброжелательными коллегами существо, а уверенный в себе и своем будущем профессионал. Учителей всюду не хватает, их ценят, работа есть, и она не самая печальная.

В целом, в стране принято уважать (и оплачивать!) любую полезную деятельность.

Поэтому приходящему в класс учителю не приходит в голову печалиться о своей судьбе. И искать себе утешение: играть в «любит-не любит» в среде учеников, выделять отличников, работать с ними прицельно, радоваться их успехам. Да и выдвигать кого-то из общей массы детей на воображаемый пьедестал – во Франции с этим не знакомы.

3.Спокойствие.

Соревновательность во французской школе уместна только на физкультуре, да и то – во время соревнований. Дети не испытывают такого нечеловеческого конкурентного давления, с которым часто сталкиваются на постсоветском пространстве. Кто-то более бойкий, кто-то потише, кому-то легче даются математические задачи, кто-то блестяще владеет иностранным языком. Но оценивание знаний происходит по оценкам, а в обычном рабочем процессе никто не берется судить по первым впечатлениям.

Крайне важно, что детям…не ставят отметок за устные ответы на уроке. На то он и урок, чтобы разобраться, ошибиться, подумать,  неправильно ответить – и переспросить, и переделать.

А вот уже на письменных тестах: тут садись, чеши в затылке и делай свою работу по максимуму. Но леденящего кровь «Петров, к доске!» и последующего «Садись, два!» во Франции просто нет.

4.Наказания.

Во французской школе правила поведения таковы, что слишком резвый «шаг влево-шаг вправо» считается нарушением общественного порядка. Например, здесь нельзя драться. Совсем. Любое рукоприкладство ведет к административному наказанию – это часы общественных работ в школе. Как только возникает ситуация, в которой случился физический контакт или любая другая агрессия, виновник оказывается «на исправительных трудах». Это может быть уборка территории, помощь в административных частях школы и так далее. Срабатывает такой механизм автоматически – тыкнул в нос одноклассника сегодня, через час ты уже получил свою пенализацию, завтра отправился в штрафбат.   

Простота, прозрачность и понятность правил – ключевые моменты уверенности детей и учителей в том, что они вместе пришли делать одно общее дело.

Так и вспоминается МарьИванна со своей длинной указкой, лупящая по столу в попытке установить тишину в классе. Наверное, здесь просто указки другие.

Лариса МищанчукАвтор: Лариса Мищанчук, PtaXa, создатель сайта ptaxa.kiev.ua, журналист, автор стихов, фотограф и вдохновляющая мама двух дочерей, которая решилась на переезд во Францию.