О детских площадках. Обучаем ребенка искусству коммуникации
Детская площадка – неотъемлемая часть жизни каждого ребенка и его родителей. Специально для мамWOW психолог, коуч Оксана Пономаренко рассказывает, почему детская площадка — отличный способ научить деток коммуникации.
Не понаслышке знаю, как многие родители не любят эти «площадки», но все же, без них – никуда. Попробую описать свое виденье детской площадки.
Итак, что же такое детская площадка? Это мир в миниатюре. Первое знакомство с миром происходит через родителей.
Как только малыш начинает ходить, он сразу же бежит в сторону деток, песочницы и разноцветных игрушек. Ему все интересно потрогать, пощупать, посмотреть, в том числе и других деток. Так ребенок учится взаимодействовать. Сначала телом (ручками, ножками), потом словами. Пока словарного запаса у ребенка нет, его родители становятся трансляторами его потребностей – озвучивают и проговаривают, что хочет ребенок, что делает, как возможно сделать, как не нужно.
Детская площадка – это отличный способ коммуникации: с ребенком, с детьми, с родителями других детей.
С ребенком мы общаемся там, где ему нужна наша помощь, защита, поддержка, подстраховка.
Мы учим своего ребенка, как нужно контактировать с другими детками, сначала рассказываем, потом показываем, далее делаем вместе с ребенком. Родители озвучивают чувства ребенка и других детей, показывают границы ребенка, границы других детей, правила, которые действуют на площадке.
Рассмотрим на примерах:
— Сейчас будем делать пасочку. Берем ведерко лопатку, насыпаем песок, переворачиваем – вуа-ля… Готово!
Нельзя на детской площадке. Границы: детей обижать, бить, обзывать нельзя. Обсыпать других деток песком нельзя. Не позволяй, что бы тебя обижали. Я рядом, если нужна помощь, позови.
Правила: площадка общая. Играть нужно дружно. На качелях детки катаются по очереди.
Твое-мое на площадке. Все детки приходят со своими игрушками на детские площадки, но хотят играть игрушками других. Ведь они всегда новые и интересные для детей. И это абсолютно НОРМАЛЬНО. Ребенок развивается, когда изучает что-то новое, вот потому он и тянется к игрушкам других деток. Родители рядом, как вы помните, все рассказывают:
— Чужое без спроса брать нельзя. Хочешь посмотреть чужую игрушку – попроси. Если хочешь, можешь дать поиграть своей игрушкой другим деткам. Можешь поменяться, если другие детки захотят. Не хочешь, не давай игрушку. Это твоя игрушка и ты решаешь, что с ней сделать.
Озвучивайте чувства ребенка на детской площадке и в процессе игры:
— Ты так радовался, когда с горки спускался. Тебе понравилось? Вместе с другими детками веселее играть, правда? Тебе было приятно, когда с тобой мальчик поделился игрушкой? Смотри, как обрадовалась девочка, что ты дал ей свою машинку. Ты расстроился, что мальчик не поделился с тобой игрушкой? Так бывает. Это его игрушка и он решает, что с ней делать. Ты ведь тоже не всегда делишься игрушками. Тебе больно, ты упал и ударился.
Родители других деток практически всегда в зоне доступа, и у вас есть возможность посмотреть, как другие обучают своих детей, при желании — расспросить о нюансах возраста, поделится опытом, достижениями, курьезами.
На детской площадке мы учим детей искусству коммуникации, правилам этикета. Это возможно при взаимодействии с другими детками и взрослыми. Здравствуйте — до свидания, спасибо – пожалуйста, и т.д.
Детские площадки – это пособие по изучению стилей поведения родителей на разные поступки детей. Присмотритесь, как другие коммуницируют со своими детками, возможно, найдете что-то полезное, примените это «новое» к своему ребенку и получите другой опыт взаимодействия. А может именно вы и станете примером для других родителей. Ведь все родители такие разные, и разговаривают со своими детками особенно «по-своему». Креативность живет в каждом из нас, новые идеи рождаются при взаимодействии.
На детских площадках встречаются люди разных национальностей, социальных статусов, люди с разными взглядами и подходами к процессу воспитания. И это тоже часть мира, в котором мы живем. Полезно и интересно, правда ведь?
Нам — родителям хотелось бы уберечь своих детей от «нецензурных словечек», плохих манер поведения, неадекватных дядь или теть, но это невозможно. Встретится с «этим» ребенок может где – угодно, даже на детских площадках, как это ни грустно. Скорее всего, у каждого родителя есть свой рецепт, как вести себя в таких ситуациях.
Главное, что мы можем донести нашим детям – это понимание, что хорошо, а что не очень, что приемлемо, а что нет, как вести себя в той или иной ситуации.
В статьях о детских площадках и отзывах к ним встречала мнения, что многие родители лицемерят на площадках и ведут себя искусственно, что бы казаться лучше. А еще мамы очень любят вешать ярлыки «плохая» — «хорошая». Наше ли это дело? Все мы хотим быть лучше, и это абсолютно нормально, ведь мы к чему-то стремимся. Мне почему-то это очень похоже на пословицу со щепкой — у соседа увижу ее в глазу, а у себя бревна не замечу.
Каждый родитель строит отношения с ребенком, исходя из собственного опыта, полученного в детстве, немного модифицированном, но в основе то, что дали нам родители. Конечно же, мы пытаемся учесть пробелы наших родителей и восполнить то, что не додали нам, докупить то, что не докупили нам, додарить подарки, впечатления ну и все – все, что мы считаем нужным. Плюс мы пытаемся использовать те новые знания, которые мы получили из книг, лекций, просторов интернета о воспитании детей.
Так что же в этом плохого? По сути – вроде бы ничего. Но, вот нотка осуждения, критики, сравнения с собой, это звоночки о том, а не стоит ли мне обратить внимание на себя. Если вы заметили в поведении других родителей что-то, что вы осуждаете, вполне вероятно, что это есть и в вас самих, и за такое поведение вы тоже себя осуждаете, если оно прорывается даже в мысли. Мы живые, и эмоции никто не отменял. Вот только часто возникают проблемы с проявлением: хорошим – Да!, плохим – Нет! Но мешает нам это увидеть лозунг: Нет, я не такая плохая, я хорошая мать!
Все мы хорошие, для своих детей, именно те которые им нужны! У нас замечательно получается быть в гармонии, когда мы здоровы, сыты, выспались, любим, любимы, реализованы, спокойны, уравновешены. А если нет?
Многие родители знают как «правильно» воспитывать, но не многие на практике применяют знания. Кому-то сложно менять родительские установки, ведь они глубоко сидят в подсознании, что бы изменить их нужно хорошо поработать над собой. Кто-то вообще «не замораживается», воспитывает по-старинке.
Все мы живые, и всем нам свойственно ошибаться. Не факт, что та мама, которая кричит на ребенка, именно в тот момент осознает, что он не виноват. Не факт, что ее ребенок будет от этого крика «психологически» травмирован. Все очень индивидуально. И не нам судить. Мамы разные нужны, мамы разные важны))
На детской площадке родители всегда найдут замечательных персонажей: драчун, хулиган, трусишка, грязнуля, аккуратист, плакса, задира, щедрая душа, жадина, ябеда, бесстрашный супер-герой…
Как вы понимаете, это все «ярлыки» тянущиеся из нашего детства, когда-то нам навешивали их, потом мы кому-то. Довольно часто этими персонажами будут и наши детки, а как же без этого. В детстве нужно поиграть в разные роли. Детям должно быть: чуточку больно, обидно, они должны кого-то «использовать», кто-то их, кому-то помочь, кто-то поможет им, так и во взрослой жизни. Детская площадка – это только начало. Важно понимать, что любой хороший человек может совершить ошибку, но это не повод отворачиваться от него. Для этого мы — родители всегда рядом, что бы наглядно, на примерах показывать, разбирать «детские залеты», а также учить делать выводы, и понимать последствия.
Площадка – это наглядное пособие для изучения мира, и родители вводят в этот мир своего ребенка, воспитывая его, согласно вашим семейным ценностям и социальным правилам.
Присмотритесь, ведь мир именно такой — часто непредсказуемый и очень интересный.