Как научить ребенка делать уроки самостоятельно
Очень многие родители сталкиваются с проблемой, как научить ребенка делать уроки самостоятельно, и я — не исключение. Использовав различные методы влияния, и не получив положительного результата, я обратилась к статьям, в которых психологи давали советы, как решить эту проблему.
Читая их, я приходила к выводу, что все-то я делаю правильно, в чем же дело? Почему ничего не получается? И если рекомендации психологов не действуют, что же делать дальше?
После очередного «мучения» уроков, когда 3 часа уговоров и объяснений закончились моей истерикой, я поняла, что нужны кардинальные меры. Конечно же, сомнений, в том, что мой ребенок — нормальный и адекватный, у меня не было, и, все-таки что-то неправильно делаю я. Поэтому за помощью я обратилась к своей доброй знакомой – детскому психологу (ходила я к ней одна, без ребенка). Она дала мне несколько рекомендаций, которые мне очень помогли. И теперь я хочу поделиться ими с вами.
Итак, как научить ребенка делать уроки самостоятельно:
- Перед тем, как садиться учить уроки, договоритесь с ребенком о вознаграждении за его работу. Но пусть именно ребенок выберет поощрение, которое он хочет.
- Ни в коем случае не садитесь с ребенком рядом, когда он учит уроки, займитесь делом (мытье посуды, приготовление ужина, уборка и т.п.). Главное тут, не лечь/сесть на диване и отдыхать (дремать, читать, смотреть телевизор…), иначе ребенок тоже не сможет настроиться на работу и постоянно будет ходить и Вас дергать. Как результат — и Вы не отдохнете, а только будете сердиться, и ребенок не выучит уроки, и тоже будет сердиться.
- Если ребенок подходит к Вам со словами: «У меня не получается». Скажите ему: «Ничего страшного, сделай сначала то, что получается, а потом я помогу тебе с этим заданием».
- Если ребенок говорит, что он ничего не может решить, сядьте с ним рядом и спокойно скажите: «Смотри, ты был в школе и вам учитель объяснял эту тему, конечно же, ты ее знаешь лучше, чем я. Давай посмотрим классную работу и ты вспомнишь, что и как вы делали». Просмотрите с ребенком классную работу, может он действительно что-то не понял в школе, тогда объясните, а домашнюю пусть уже делает сам.
- Когда ребенок учит уроки, подходите к нему время от времени и спрашивайте, нужна ли ему Ваша помощь. Если нет, спокойно идите заниматься своими делами дальше.
- Если ребенок решал примеры сам и допустил ошибки, сначала похвалите его за то, что он сделал правильно, а потом только укажите на моменты, где он ошибся. И пусть сам ребенок подумает, как нужно сделать правильно. Просто мягко направляйте его.
- Если ребенок начинает жаловаться, что он устал и больше не может, скажите ему спокойно: «Я тебя понимаю, ты сегодня много работал и очень устал. Но посмотри, ведь и я тоже целый день работала и тоже устала, но я доделываю свою домашнюю работу и помогаю тебе. Давай, еще последний рывок! У тебя все получится!». Лучше делиться с ребенком своими чувствами и воспитывать в нем понимание и сочувствие по отношению к Вам, чем требовать, заставлять, наказывать. В последнем случае, ребенок, конечно, выполнит Ваши требования, но связь с ним будет утеряна и восстановить ее будет сложно.
- И самое главное, хвалите своего ребенка. Вот просто так, без повода. Просто потому, что вы его любите. Пусть он знает, что он хороший и любимый всегда, а не только, когда делает хорошие поступки и приносит высокие оценки.
Вот прямо сейчас скажите своему ребенку: «Я так сильно тебя люблю. Ты у меня такой молодец». И знаете, Ваш ребенок удивленно спросит: «А за что ты меня хвалишь?». И тут Вам нужно найти ответ и объяснить. К примеру, «Ну как же, ты же каждый день встаешь по утрам и идешь в школу, учишься, ходишь на кружки, секции, делаешь уроки, помогаешь…». Пусть ребенок будет уверенным в себе, и все у него будет получаться.
P.S. Не ждите мгновенных результатов, наберитесь терпения, ребенку и Вам нужно время, чтоб привыкнуть к новому положению вещей.