Сказки и сказкотерапия: стоит ли читать ребенку про Ивана-дурака и Рапунцель?
Мы уже поговорили о хитросплетениях биографии нашего «друга» бабая, а теперь посмотрим на мир еще шире и поговорим о… сказках!
Вот казалось бы, что такого многогранного может быть в вопросах, касаемых Белоснежки или Ивасыка-Телесыка. Но тут, как говориться, сам черт ногу сломает, пытаясь разобрать сакральный смысл персонажей и их влияние на развитие вашего чада и на нашу личность.
Если побороздить просторы Интернета, то сразу становится понятно, что все проблемы у нас из-за того, что на протяжении многих лет главным героем для детей был Иван-дурак или его коллега, тоже не обладающими специфическими достоинствами. Чему Иван учил наших прадедов?! Все самое лучшее получает откровенный дурашка и лентяй! На эту тему пишут и защищают диссертации, так что тема научно обоснована.
А в другой части земного шара агрессивно настроенные феминистки требуют запретить «Золушку». Так как, с их точки зрения, какая-то слабохарактерная тихоня, которой удалось повстречать принца со странными пристрастиями к обуви — это не то, чему надо учить юных девушек. В этот спор вмешиваются историки, которые утверждают, что большинство сказок Братьев Гримм, это пересказанные народом ужасные исторические события. Например, есть теория, что «Гензель и Гретель» — это рассказ о периоде голода в Темные века, когда родители просто отправляли лишних детей в лес, а там их ждали обезумевшие каннибалы. Вот тебе и сказка! А какой-то очередной православный съезд вообще часть сказок братьев Гримм внес в свой «чёрный список»!
А лично мне всегда казалось, что в сказке «Красавица и чудовище» мощный сакральный смысл. Вот только не определилась с трактовкой: «правильная женщина сделает из любого монстра нормального мужика» или «влюбишься с головой хоть в монстра и вообразишь себе, что он принц»? Правда жизни – никуда от нее не денешься.
Так что сказка – это мощный инструмент влияния на восприятие реальности, а сказкотерапия являтся частью детской поведенческой психологии.
Этот метод, слегка политый соусом тайм-менеджмента, используются и для коррекции проблем у взрослых. А в одной из популярных западных книг Салли Годарт Брайт «Гениальность естественного водительства» говорится, что все сказки, притчи испокон веков помогали формировать новому поколению представление об устройстве мира.
Так, пока вы в панике не начали выбрасывать книги о Красной Шапочке (кстати, говорят, что она символизирует подавленную сексуальность), давайте конкретизируем. Что ж такое сказкотерапия?
Сперва, дам вам список литературы, домашнее задание, так сказать:) Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Игры в сказкотерапию», «Практикум по сказкотерапии», М. В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», Д. Соколов «Сказки и сказкотерапия», Р.М Ткач «Сказкотерапия детских проблем». Вот вам небольшой топ авторов и книг, на которые ссылаются в статьях на тему сказок. Вышеуказанные авторы пишут, что сказкотерапия — это некий синтез психологии и культурологии , что прорабатывая с малышом те или иные сказки можно решить большое количество проблем, от депрессий до гиперреактивности. Работает метод через символизм и метафору тех или иных состояний. Сказки взывают к эмоциям и часто несут в себе конкретный жизненный урок или конкретный способ борьбы с обстоятельствами.
Что б вас не путать, даю пример. Вот старая добрая сказка о гадком утенке, ее используют для деток и взрослых с низкой самооценкой. Помимо этого иногда ее применяют для решения внутренних конфликтов семей с приемными детьми, особенно если приемный родитель начинает чувствовать некий дискомфорт. Символизм того, что подброшенный утенок оказался на самом деле прекрасным лебедем, позволяет ослабить предвзятость к приёмному малышу. В зависимости от возрасте, способы терапии разнятся. «Взрослым детям», как все мы, применим метод составления своей сказки, обычно мы всегда отождествляем с героем себя. Проработав проблемы своего героя и придумав ему хеппи енд, взрослые решают свои личностные беды. В работе с детишками важнее их направлять на этом пути, рассказывая мудрую историю. Для создания такой сказки можно использовать следующий алгоритм.
- В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
- Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
- Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.
- Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации.
- Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.
Вот вам легкий обзор понятия сказкотерапии, если вы почувствовали, что вам или малышу это надо, то изучите, как говорится, матчасть. А если же вся эта психология, терапии, вызывают у вас нервное подергивание глаза, то обозначу еще один интересный факт. Существуют классификаторы сказочных сюжетов. Все сказки мира анализируются и согласно общим знаменателям разбрасываться по графам. В них ищут, что-то общее, сравнивают либо же, наоборот, отмечают различия, связанные с теми или иными культурными традициями.
Так что, если изучить ту или иную сказку, то получится забавная картинка. Окажется, что, в принципе, сюжетов не так много, очень часто одна сказка — это просто более поздняя версия какого-то мифа или исторического факта. Нашей подруге Рапунцель с длинной косой не приписывают ничего крамольного, кроме навязывания банального образа девочки, которая в древние века была под полной властью дома до своего замужества. Длинные волосы, как символ того, что она стала уже «готовой к браку — женщиной». Спящая красавица где-то близка по символизму к Рапунцель: одна до брака она спала, а вторая сидела в башне. Ну, вот держали раньше девочек в ежовых рукавицах! Что тут поделаешь! Ни какой магии – сиди дома пока не явиться мужик!
А знакомая нам сказка о рыбаке, рыбке и его старухе, которая хотела все больше и больше, в своей первоначальной древней форме была мифом, где морское божество решило наказать женщину за жадность.
Лично я пока своему малышу читаю в слух книги, которые нравятся мне, уж очень что-то сумасшедшее во многих сборниках сказок. Я чуть не получила моральную травму, читая про оживший пудинг или как герой лупил по голове смерть, а та исполняла его желания. По правде говоря, из тонны всех этих сказок – процентов 90% взрослому человеку читать невозможно и ни один психолог не заставит. И лично мне кажется, что Шерлок Холмс или Эраст Фандорин принесут мне и моему малому больше пользы. То, что мы читаем и говорим детям – это огромный ресурс для их развития. Стоит стараться фильтровать, что они читают, едят и смотрят. Не до фанатизма, конечно! Но если мой рассказ вас заинтересовал, то советую более критично отнестись ко всему, что вы читаете своим детям. Есть ли там хоть крохи смысла или просто…бред.
сказки
Автор: Катя Ермоленко