Події

Границы личного: мнения и опыт

Это самое сложное — заставить читателя верить, что история была выдумана и ничего общего с реальностью не имеет. Порой мне приходится менять города и обезличивать героев равнодушными «она», «они», «мы»… Иногда я стираю практически завершенный текст, потому что очень остро отзываются диалоги и только что сочиненные персонажи…

личное пространство

Правдой ли есть утверждение, что автор никогда не пишет от первого имени? Верно ли —  не пускать в личную жизнь почитателей твоего таланта? Я носила этот вопрос в себе даже не год, не два. Пробовала найти ответы на страницах книг современных писателей или уловить послания в томах классиков. Кто знает, о чем грустила Маргарет Митчелл, придумывая Скарлетт и её зелёные до невозможности глаза? А может «подумаю об этом завтра» — это девиз не храброй героини, а самого автора? Что имел ввиду Марк Леви, тонко подмечая мимолетности жизни ангелов и их роль за земле? Не с ними ли ведёт он диалог бессонными ночами? Может, всему объяснение музыка? Хиты двадцатого века, откровенные ритмы из самого сердца и мелодии на струнах души? Вот уж где полное единение с себе подобными: звезды могут грустить, любить и быть счастливы. Почти как мы, а может даже немного ярче. В песнях ведь каждый узнает себя, а в хитах — личную историю: будь это вероломное расставание или ликующая победа…

Сравнений множество и параллели можно проводить до бесконечности.  Так или иначе, мы хотим верить, что автор увидел в нас друга и доверил самое сокровенное. Тайны, мысли и мечты. Так ли это на самом деле? Давайте спросим у авторов — добрых друзей МамаWOW.

Ирина ГоворухаМы задали вопрос о личном и творческом автору бесконечно нежных, жизненных и потрясающих романов – писательнице из Киева Ирине Говорухе, воспользовавшись душевной атмосферой творческой встречи автора с читательницами МамаWOW.

«Я максимально открыта и откровенна! И не скрываю абсолютно ничего. Даже теми историиями, которые могут вызывать чувство стыдливости или какой-то неловкости, я могу поделиться. А еще некоторые посты я пишу в настроении нарочитой провокации. И давно взяла себе за правило не отвечать на комментарии в соц.сетях. Все, что хотела сказать — я сказала в посте. Никаких пререканий, доказательств мнений и аргументов…», — поделилась Ирина.

 Дарья КохановаЧто на эту тему думает молодой автор из Харькова? С Дарьей Кохановой мы уже встречались на страницах издания, читали ее книгу «Все сложно или нет» и спрашивали о секретах совместить материнство и творчество. Что же с границами личного и писательского?

Дарья, Вы —  тот автор, чьи книги и эссе наполнены глубокими переживаниями, откровенными историями и порой интимными деталями. Я заметила, что подобную манеру изложения читатели часто принимают за автобиографический дневник и даже пробуют давать советы. Как Вы относитесь к такому?

Д.К.: Мои читатели частенько принимают тексты, которыми я делюсь, за истории из жизни. С одной стороны это комплимент. Значит, написала реалистично и объемно, героям сопереживают. Для меня очень радостно, если история понятна и “цепляет”. А с другой стороны, приходится постоянно доказывать, что героиня — не я, и история не обо мне. Чаще всего вопросы возникают из-за повествования от первого лица. Например, у меня есть рассказ, который начинается так: “Я знаю, что он ей изменяет.” А потом в тексте героиня говорит, что не станет рассказывать об этом подруге, потому что они не так близки и это не её дело. Рассказ пришлось удалить из фейсбука, его снесла лавина негодования. В комментариях, люди наперебой стыдили меня и убеждали немедленно поделиться с подругой информацией. А в личных сообщениях две девушки написали мне примерно следующее: “Это ты о моем муже? Он мне изменяет?”. Люди уже завелись и попробуй докажи, что все это выдумки. Неотъемлемой частью моей профессии выступает задача смотреть на ситуацию с разных сторон и под разными углами. Иногда реплики персонажей кардинально отличаются от моей точки зрения, хоть и звучат вполне убедительно. И это нормально. Герои разные и ценности у них должны отличаться. Опять-таки получаю много советов и подсказок, кто что должен был сказать на самом деле. А еще героев приходится убивать, помещать их в ужасные условия, мучить, терзать и всячески испытывать на прочность. Это даже в детских сказках норма, что уж говорить о прозе для взрослых. И здесь я встречаю самый мощный протест читателей: Оживить! Спасти! Переписать, чтоб был хеппи энд! И переживания: “Что случилось?”, “У тебя проблемы, что я могу сделать?” и мое любимое “Дашенька, держитесь, все проходит!”. А у меня вроде бы всё в порядке. И тут уже я начинаю сомневаться, а действительно ли в порядке? Хуже всего, когда волнуется мама. Её комментарий к одному из рассказов ввел меня в ступор. Она написала “Я так разволновалась, что давление поднялось. Очень сильно написано, спасибо.” А потом уже по телефону встревоженно: “Что там у вас происходит?!”

Расскажите о Вашем фирменном ответе на реплику: «Твой последний пост очень острый и полон переживаний. Что у тебя случилось?» Другими словами: как Вы выстраиваете грань между личным и тем, что является творчеством для читателей?»

Д.К.: Фирменного ответа на подобные реплики пока не придумала. Теряюсь, робею и не знаю, что сказать. Но одно знаю точно, пока люди делятся со мной переживаниями и верят в мои истории, я буду писать!

Социальные сети все больше стирают границы и предлагают делиться с окружающими мельчайшими деталями. Грань «личное» давно носит условный характер и каждым трактуется в меру его воспитания. Почему нам интересны детали? Подробности от авторов? Что видим мы за сюжетом книги – только ли героев?

Наталья КанскаяПопробуем разобраться в интересе к жизни других (а чем персона более публична и творчески настроена – тем интереснее следить за ее жизнью) в беседе с психологом Натальей Канской.

Наталья, почему мы выискиваем в сюжете параллели и пробуем найти ассоциации с личными историями?

Н.К.: Есть такое выражение, что книга читает человека. Это про то, что в любом романе, который попадет к нам в руки, или истории из социальных сетей, статьи хранится частичка, способная задеть струны нашей души. Для того, чтобы соприкасаться с личным опытом, писать историю своей жизни и делиться ею с другими всегда необходимо, кроме таланта творчества, – мужество и сила, а еще ресурс, помогающий не разрушиться и устоять крепко на ногах от возможной критики или негативных комментариев. Поэтому, когда у нас недостаточно ресурса, поддержки, сил, нам безопасней попробовать найти параллели и ассоциации с личной историей через сюжет реальной или выдуманной сюжетной линии романа, статьи, поста в социальных сетях.

Что стоит за интересом читателей к публичным персонам?

Н.К.: Потребность в превосходстве и социальный интерес способствуют формированию жизненных целей человека, которые в свою очередь задают стиль жизни или «жизненный план», который включает в себя уникальное соединение способов поведения, привычек, черт характера. 

Публичным персонам верят, часто аудитория идентифицирует себя с ними, некоторые пробуют подражать публичным персонам.

Интерес к знаменитостям появляется у ребенка в довольно раннем возрасте, и является признаком здорового психологического развития. Например, для подростка разговоры, подражание знаменитостям — одна из форм социализации, что помогает приобрести популярность у сверстников и возможность некой автономии, увеличению психологической дистанции с родителями. Часто звезды выступают для читателей и зрителей, как объекты идентификации, ролевые и имиджевые модели для формирования стиля жизни. Иногда это возможность пережить колоссальный опыт другой, сказочной жизни, почувствовать себя в образе звезды, ненадолго вытесняя скучную действительность жизни. 

Как помочь себе не зацикливаться на прочитанном?

Н.К.: Мотив человеческого поведения — удовлетворить врожденную потребность в общности и сплоченности с другими людьми. Но не стоит забывать и о нашей потребности к самоактуализации – стремлении наиболее полной реализации своего потенциала. Каждый человек — творец собственной жизни, обладающий свободой выбора. Нам необходимо реалистическое восприятие мира, спонтанность и простота, выработка четких внутренних позиций по отношению к жизни.

татьяна шевченко

 

Автор: Татьяна Шевченко